Автор: Содрицов Ярослав

Опубликовано на сайте: 2007-05-15

История пути духа Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю


«Каждый проходит эпоху Мэйдзи.»
Учитель Хатакэяма Горо  

Школа подобна карте окрестной местности, путник идёт дальше сам, открывая темные места и нанося их на карту. Так происходит взаимный симбиоз школы и адептов. Адепты неразрывно связаны с текущей жизнью, с ее меняющимися требованиями. Сначала школа дает начинающим адептам метод, выкристаллизованный с течением времени, а затем зрелые адепты совершенствуют и корректируют этот метод, привязывая его к потребностям текущего отрезка времени (наносят новые участки на карту, уточняют и корректируют уже имеющиеся участки на карте) — так кристаллизуется знание… Так происходит симбиоз метода и адептов, школы и учеников. Не всегда этот путь прост и понятен. Ибо просто идти по свету и тяжело блуждать в темноте. Люди, которые приходят учиться только с убеждением, что школа должна только давать знание, что в ней есть ответы на все вопросы — бесполезные люди. Они подобны сухой ветке дерева, которая вроде бы и на дереве, а плодов не дает и ломается при сильном весеннем ветре перемен (дзидай — эпоха). Те же ученики, которые ищут новое понимание старых техник, ставят новые вопросы к себе и к техникам, работают над оживлением старых техник — подобны гибким зеленым веткам, которые адаптируются, сгибаются под сильным весенним ветром перемен, расцветают и приносят плоды по осени (некоторые из которых вырастают в отдельные деревья). Такие ученики — гордость школы, только благодаря им школа существует. Школа живет пока жив хоть один такой ученик. Как только такие люди уходят – школа умирает. Для начинающих и неопределившихся — не важно насколько долго в день вы занимаетесь – важно насколько вы регулярно и сосредоточенно ищете ответы на вопросы…Если учитель будет разжевывать все без остатка для адепта — адепт — будет жить чужой жизнью со всеми вытекающими. Везде важен собственный опыт, а не опыт других. И Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю и Айкибудо как часть Единого Целого не является исключением.

Надо уметь чувствовать время, когда школа питает знаниями, и когда надо питать знаниями школу. Хотя это всего лишь иллюзия…

Хороший пример этому школа — Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Здесь важно сразу отметить, что в отличие от появившихся в 17 веке так называемых дуэльных школ и кэндо, Катори можно назвать сложившейся «армейской» школой. В любой исторический период армия представляет собой большую группу людей, которую условно можно разделить на три группы: знатные самураи (самые дорогие доспехи), самураи среднего достатка (доспехи среднего уровня), бедные самураи (легкие доспехи или без доспехов) и крестьяне-копейщики. Школа прошла через разные эпохи совершенствования и средств нападения (оружие) — самурайские мечи различного вида от прямого до тати и катаны, и средств защиты (доспехи) — когда были тяжелые доспехи, когда появились облегченные доспехи и доспехи европейского, панцирного (в Японии они назывались «нового») типа.

Из первой эпохи пришли в основном колющие техники, которые с течением времени трансформировались в сторону рубящих. Во-первых, самураи не ходили круглые сутки в доспехах даже во время боевых действий. Во-вторых, даже в эпоху феодальной раздробленности были периоды мира, не говоря уже о времени сёгуната Токугава, когда люди ходили без брони и это совершенно не значило, что они не могли подвергнутся нападению. В итоге мы имеем достаточно разный арсенал колюще-рубящих техник, которые еще в разных ветвях школы объясняются по-разному (колющие техники можно назвать более древними, так как они были направлены на проникновение между пластин тяжелых доспехов, рубящие — более поздними, они начали доминировать в период облегчения доспехов ближе к периоду Токугава). Например, различное исполнение о-гасуми, как цуки или как рубящее движение. Ката школы в разделе омотэ состоят из отдельных элементов, которые хорошо просматриваются в гогёо и особенно в гокуи, связанных логической последовательностью — как отдельные сцены собираются в полноценный фильм, благодаря сценарию. Одни и те же техники могут объясняться с точки зрения атаки или контратаки противника, одетого в тяжелую или облегченную броню, а в некоторых случаях совсем без брони! Это естественно — ведь мы имеем дело со школой, прошедшей длинный исторический период и впитавшей в себя знание многих лучших представителей школы, которых в ней было великое множество, пережившей в том числе и эпоху феодальной раздробленности, расцвет будзюцу, применение огнестрельного оружия, объединения при Токугаве, отмены сословий, запрет на ношение мечей и обнищания профессиональных воинов в период Мэйдзи, период запрета будо после второй мировой войны и т. д. (думаю, каждый сам может продолжить этот луч времени) для того, что бы это лучше прочувствовать предлагаю небольшой исторический экскурс.

10000 — 300 до н. э.Период Дзёмон. Японский неолит, получивший свое название по так называемому веревочному рисунку на глиняной посуде. 
300 до н.э. — 250 н. э. Период Яёй. Народность яёй начинает культивировать рис, используя бронзовые и железные орудия труда. 
57 н. э.Первое посольство государства Ва в Китае. Начало отношений с Китаем. 
107Государство Ва передало в дар второй династии Хань 160 рабов. 
239Химико, правительница государства Яматай, посылает в Китай миссию от своего имени с богатыми дарами императору Минь и за это получает от Китая статус «Син Ги Вао» («Царица государства Ва, дружественного государству Вэй»), а также золотую печать и сто зеркал. 
250 — 700Период Кофун/Асука. По всей Японии созда­ются огромные могиль­ные курганы (кофун). Ямато расширяет своё влияние на Хонсю. 
538 — 710Период Хакухо. В Японию из Корейского государства Пэкче приходит буддизм, из Китая приходят конфуцианство и буддизм. Появление буддийской литературы на китайском языке и на санскрите способствовало росту интереса к письменности.В связи с распространением влияния Ямато из центрального Хонсю на северо-восток до территорий современных городов Касима и Катори на Хонсю в честь обожествленных распространителей Такэмикадзу-но микото и Фуцунуси-но микото сновываются с разницей в 18 лет два храма Касима дзингу и Катори дзингу (по другим источникам это произошло в 7 веке до н.э.).
646Верхушка клана Ямато издала декрет о проведении реформы Тайка и окончательно установила свою власть как власть рода Небесных Владык. (Ямато — переводится как «страна гармонии»). 
710 — 794Период Нара. Город Нара (скорее всего основан корейцами-колонистами) становится первой столицей Японии. Начало расцвета культуры. 
712Писцы, находящиеся на службе у династии Ямато, завершают составление текста «Кодзики» («Записи о деяниях древности»). 
794Небесные Владыки основывают свою столицу — город Хэйан (Киото). 
794 — 1185Период Хэйан. Столицей страны становится Киото (Хэйанкё). Стремительное развитие искусства и религиозной мысли. Мурасаки Сикибу создает «Повесть о Гэндзи» (ок. 1010 г.). 
1160Война Гэмпэй приводит к исчезновению клана Тайра. 
1185 — 1333Период Камакура. Военное правление. Ёритомо Минамото становится первым сегуном и вместе со своими приближенными перебирается из Киото в селение Камакура. Начало междоусобных войн. 
1199Учитель дзэн-буддизма Эйсай встречается с представителями семьи Минамото и убеждает их придать буддизму статус государственной религии, способной объединить страну. Видя положительные стороны в суровой дисциплине дзэн-буддизма, семья Минамото строит первые храмы на территории Камакуры. Начало слияния боевых искусств и дзэн-буддизма. 
1274 и 1281 Монгольские орды под предводительством Хубилай-хана пытаются вторгнуться в Японию. Самураям удаётся опрокинуть монголо-китайское войско в море и заставить их бежать на корабли, несмотря на то что захватчики впервые использовали «новое секретное оружие» - пороховые гранаты. Несколько месяцев длится противостояние, захватчикам не дают высадиться повторно пока «божественный ветер» (ками­кадзэ) и шторм не заканчивают дело. 
1335 — 1573Период Асикага. Сегуны династии Асикага управляют страной из Киото. Междоусобные войны. Строительство Золотого и Серебряного павильо­нов, развитие театра Но.Род Иидзаса появился в эпоху правления императора Го-Камеяма (1387 — 1392) и берет свое название от деревни, откуда происходит.
1467 — 1477Война Онин приводит к началу эры Сэнгоку, во время которой Япония была «воюющей страной». 
1488 Иидзаса Тёосай Иенао получает откровения у Храма Катори дзингу и становится первым Патриархом Школы. Начало Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю
1543У берегов Кюсю терпит крушение португальский корабль — так в Японию попали первые европейцы, а с ними — хлеб, христианство и огнестрельное оружие. 
1549Франсис Ксавье основывает в Японии первую христианскую миссию 
1573 — 1600С помощью португаль­ского оружия Нобунага Ода побеждает своих противников и объединяет страну. В 1582 г. после убийства Оды его преемником становится Хидэёси Тоётоми. В 1600 г. в битве при Сэкигахаре Иэясу Токугава побеждает сына Хидэёси. Сэнно Рикю разрабатывает чайную церемонию. 
1603 — 1868Период Эдо. Иэясу Токугава становится сегуном и правителем всей Японии. Он переносит свою резиденцию в Эдо (Токио). Сегуны династии Токугава закрыли страну для иностранцев. В Японии воцаряется мир. Развитие поэзии хайку, театров кабуки и бунраку, расцвет укиёэ. 
1611Острова Рюкю, номинально сохраняя автономию, становятся частью домена Сацума. 
1624Испанцы изгоняются из страны. 
1640Изгнание португальцев, а затем и всех иностранцев за исключением маленькой голландской компании. 
1643Миямото Мусаси удаляется в пещеру, чтобы написать «Го рин но со» («книга пяти колец») 
1656Ямага Соко излагает свою версию бусидо в своём труде «Бусидо йороку» (Сущность кодекса воина») 
1689Басё завершает работу над своим сборником хайку «Оку но босомичи» («Прямая дорога далеко на север»). 
1700К этому времни Эдо становится, вероятно, крупнейшим городом в мире. 
1702Появление первого учебника по шелкопрядству. 
170347 ронинов совершают сеппуку после удавшейся мести. 
1716Опубликована «Онна Дайгаку» («Высшее учение для женщин»). Ямамото Цунэтомо завершает работу над «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»). 
1792Лейтенант российского флота Адам Лаксман входит в бухту Нэмуро. 
1798Моотори Норинага заканчивает работу над Кодзики Дэн («Комментарии к «Кодзики»») 
1853Мэтью Перри, американский командор, вводит свои корабли в Токийский залив и требует, чтобы Япония начала торговать с Западом (в 1854 г. в Канагаве подписан японо-американский торговый договор, покончивший с двухвековой изоляцией Японии от внешнего мира). 
1876 Самураи лишаются права носить мечи.
1868 — 1912 Реставрация Мэйдзи. Свергнута власть сегунов. В 1869 г. император покидает Киото и провозглашает столицей Эдо, переименовав его в Токио. Всесторонняя модернизация страны. В результате японо-китайской войны (1894—1895) Япония получает контроль над Кореей, Китай уступает ей Тайвань. 
1904 — 1905Русско-японская война. Япония одерживает победу над Россией. 
1912 — 1926Период Тайсё. Правление императора Ёсихито. Очень сложный период в истории страны. 
1914 — 1918 Первая мировая война. Япония выступает против Германии, но не принимает активного участия в войне. Развитие экономики страны, укрепление позиций в Китае. 
1923Великое землетрясение разрушает Токио, но его быстро восстанавливают. 
1928 В 1928 году профессор Дзигоро Кано с целью сохранения и поддержки древних воинских традиций пригласил в Кодокан четырех учителей Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю. Это были учителя: Тамаи Сайдо, Ито Танэкити, Кубоки Содзаэмон и Сиина Итидзо. Так с легкой руки патриарха дзюдо как старшие ученики Кодокана учителя Сугино Ёсио и Мочидзуки Минору начинают свой путь в Катори Синто рю.
1930 Выступление учителей Хаяси и Тораноскэ перед его высочеством Суминомия (Микасаномия) денка — младшим братом императора Хирохито и Каниннномия денка — командующим гвардией коноэсидан, маршалом ликогун (сухопутные силы).
1930-еВеликая депрессия в мировой экономике. Рост националистических настроений. К власти при­ходят милитаристы. В 1931 г. японские войска вторгаются в Маньчжу­рию.  
1935Полиция разрушает главный храм и штаб-квартиру секты Омото.Сугино Ёсио и его учитель Сиина Итидзо демонстрируют технику Катори перед его высочеством принцем Насимото.
1937 — 1939В 1937 г. начинается полномасштабная война с Китаем. Пограничные конфликты на реке Халхин Гол и на озере Хасан между Японией и СССР. В 1937г. учитель Сугино Ёсио начал обучать будо актеров театра Кабуки. Это продолжалось вплоть до запрета всех видов будо американскими оккупационными властями.
1926 — 1989Период Сева. Правление императора Хирохито. В конце 20-х — начале 30-х гг. милитаристы повсеместно захватывают власть. Япония оккупирует Корею, Тайвань и большую часть Китая. 
1940Италия, Германия и Япония подписывают Тройственный пакт.У 19 Сокэ - Иидзаса Киндзиро отсутствует наследник по мужской линии. Учитель Ёсио Сугино получает мэнкё кайдэн и официальное разрешение от 19 Сокэ - Иидзаса Киндзиро преподавать это искусство. Додзё Сэнсэя Сугино стало известно под названием Сибу Катори в Кавасаки. В этом же году 19 Патриарх даёт школе её окончательное название - Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.
1941 Япония и СССР заключают пакт о ненападении. Японская авиация атакует американскую военную базу в Пёрл-Харборе. Япония вступает во Вторую мировую войну.Выходит из печати первый глобальный труд по Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю, написанный Учителем Сугино. В этом же году учитель Отакэ Рицукэ начинает заниматься Катори.
1943 Хатакэяма Горо вступает в Кайгун (военно-морской флот).
1944В небо поднимается первый пилот-камикадзе. 
194Бомбардировки Токио уносят 100 000 жизней. Токио почти полностью разрушен. Американцы сбрасывают атомные бомбы на Хиросиму и Нага­саки. Япония впервые в своей истории терпит полное поражение. 
1945 — 1952Американские войска оккупируют Японию. Восстановление страны. Но­вая конституция (1946) защищает права человека. Император отказывается от своего божественного статуса.Запрет на все виды будо в Японии.
1951 Минору Мочидзуки приезжает во Францию по работе. Федерация Дзюдо Франции просит его вести мастер класс по дзюдо в свободное от работы время. Учитель Мочидзуки впервые знакомит французов с техникой Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.
1952Конец американской оккупации. Под управлением Либерально-демократической партии (ЛДП) Япония сосредоточивается на развитии экономики. 
1954 Учитель Сугино Ёсио участвует в постановке боев в фильмах «Семь Самураев» и «Миямото Мусаси» (в нашем прокате «Самурай»). После съемок завязывается крепкая дружба между учителем Сугино и актером Тосиро Мифунэ, который становится его учеником.
1960По всей стране проходят демонстрации протеста против американо-японского Договора о безопасности, вынуждая уйти в отставку премьер-министра Киси.Благодаря стараниям учителя Сугино Ёсио и его миссионерской деятельности школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю признана важнейшим культурным достоянием Японии – первой среди всех школ японского будо. Правительство Японии в качестве спонсорской помощи выделяет деньги для строительства додзё школы Катори и предлагает их учителю Сугино. Но Учитель, верный духу Катори, который никогда ни от кого не зависел (в том числе и от спонсорских денег), отказался. Катори широко открывает себя за пределами Японии.
1961Открывается движение «поездов-пуль» синкансэн.Учитель Сугино Ёсио участвует в постановке боев в фильме «Ёдзимбо» (в нашем прокате «Телохранитель»).
1964Олимпийские игры в То­кио демонстрируют процветание Японии. 
1966 Учителю Ёсио Сугино присваивают звание Ханси Кобудо от Дай Нихон Бутокукай.
1968По производству товаров и услуг Япония обгоняет Западную Германию и все остальные капиталистические страны за исключением Соединённых Штатов. 
1965 — 1992Япония становится эконо­мической супердержавой. 
1976 Учитель Отакэ Рицукэ издает труд по Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю.
1981 Учителю Сугино Ёсио за заслуги по сохранению и развитию традиции присваивают 10 дан по Кобудо от Международной Федерации Японского Будо.
1982 Учитель Мочизуки знакомит учителя Сугино и учителя Флоке. Учитель Сугино начинает лично курировать Катори в Европе.
1987По доходам на душу населения Япония обогнала Соединенные Штаты. 
1990 — настоящее время Период Хэйсэй. Правление императора Акихито. В 1992 г. в стране начинается экономический спад. В 1993 г. ЛДП теряет власть, она переходит к коалиционному правительству. В 1994 г. лидер социал-демократов Томиити Мураяма становится премьер-министром, возглавив коалицию, в которой домини рующее положение занимает ЛДП.Учитель Сугино Ёсио присваивает старшему ученику Хатакэяме Горо степень менкё кайдэн, продолжая традицию от 19 Патриарха Иидзаса Киндзиро передачи линии по духу.
1994 Учитель Флоке просит своего ученика Александра Эссаяна преподавать Катори своим ученикам в Москве. Так Катори впервые появляется в России. Первый приезд учителя Поль-Патрика Армана в Москву. Первый крупный семинар по Айкибудо и Катори Синто рю в Москве.
1995Сильнейшее землетрясение разрушает Кобе, пятый по величине город Японии. Фанатики из секты «Аум Синрикё» проводят газовую атаку в токийском метро.Большие показательные выступления с участием учителей Сугино Ёсио и Алана Флоке в Берси (Франция). Алан Флоке впервые приезжает в Москву. Учитель П.-П. Арман приезжает в качестве ассистента. Второй семинар по Айкибудо и Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю получает статус международного. Первые два диплома, за сдачу экзамена на первый дан по Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю, полученные в России, подписаны учителем Сугино.
1998 Умирает выдающийся учитель Сугино Ёсио. Учитель Мочидзуки Минору переезжает во Францию по приглашению своего друга и ученика Алана Флоке.
2001Член Либерально-демократической партии Коидзуми становится премьер-министром страны и провозглашает курс на реформы. 
2002Япония вместе с Южной Кореей принимает чемпионат мира по футболу. 
2002 — 2003Напряженность в отно­шениях с Северной Кореей, связанная с корейскими разработками в области ядерного вооружения и насильственным удержанием японских граждан в 60-70-е гг.Умирает учитель Мочидзуки Минору.

Рекомендую также ознакомиться на нашем сайте со статьями:


15.03.2007
Содрицов Ярослав

Библиография.

  1. Знакомство с Японией. Ассоциация переводчиков-русистов. Токио. 1999 г.
  2. Джеймс Л. Мак-Клейн. Япония от сёгуната Токугавы — в XXI век. Москва. Астрель 2006. Перевод с англ. Е.А. Красулина
  3. Кадзуаки Судо. Японская письменность от истоков до наших дней. Москва. Восток-Запад. 2006 Министерство Образования РФ. Новосибирский Государственный Университет.
  4. Стерлинг и Пеги Сигрейв. Династия Ямато. Москва. АСТ. ЛЮКС. 2005. Перевод с англ. С.А.Аклаева
  5. Письмо СЕРА. Ежемесячный журнал Международной Федерации Айкибудо. Перевод с французского.

Постоянный адрес статьи: http://aikibudo.ru/lib/20070525-katori.html

Вернуться к оглавлению



Московская Федерация
Традиционного Айкибудо и
Тэнсин Седэн Катори Синто Рю
www.aikibudo.ru
© 2000 - 2007