www.aikibudo.ru

тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
 
 Новости
 Расписание занятий
 График семинаров
 Истоки школы
 Адреса клубов
 Техника
 Часто спрашивают...
 Ссылки
 Отчеты и фотографии
 ЖЖ-блог

Религия на японских островах

Источник: Знакомство с Японией. Ассоциация переводчиков-русистов. Токио. 1999 г.

Опубликовано на сайте: 2007-02-03

Ищи гармонию в единстве -
Ибо желающих разделить - тьма-тёмная.
    Учитель Хатакэяма

Общие сведения

Численность различных конфессий в Японии, 1996 г. Источник: Асахи Нэнкан (единица - 1 тысяча)

Синто......................101388
Дзиндзя-синто...............95762
Кёха-синто...................4552
СинКёха......................1074
Буддизм.....................63882
Тэндай.......................2716
Сингон......................13231
Дзёдо.......................19574
Дзэн.........................3320
Ншпирэн.....................24249
Пара..........................783
Другие школы...................99
Христианство..................908
Католики......................448
Протестанты...................460
(Православные..................15
Другие конфессии.............7261
ВСЕГО......................215984

Введение

Когда говорят о религии, то в современной Японии прежде всего имеют в виду три общепризнанные религиозные системы: синто, буддизм и христианство. Большинство японцев числятся прихожанами одновременно и буддийского и синтоистского храмов. Во многих семьях имеются и буддийский и синтоистский алтари. Поэтому оказалось, что в Японии общее число приверженцев всех религиозных конфессий - около 216 млн. человек - в два раза превышает численность населения страны. Для того, чтобы объяснить такую 'религиозность' японцев, необходимо обратиться к историческим корням духовного мира японцев, который сформировался в процессе длительного взаимодействия и взаимовлияния местных культов, буддизма, конфуцианства и даосизма.

История

Древние обитатели японского архипелага поклонялись душам усопших предков, символам природы (горам, скалам, рекам, морям), стихийным силам (ветру, грому, огню) и т. д. Постепенно складывались различные сказания о местных божествах, создавались святилища.

Позже, после установления единого государства во главе с императором, был систематизирован пантеон богов-покровителей местностей и племен. Главным божеством была признана Аматэрасу омикаки ('Великая священная богиня, сияющая на небе' - Великая богиня солнца), которая считалась прародительницей императора. Об этом свиде-тельствуют Кодзики ('Записи о делах древности', 712 г.), Нихонги ('Анналы Японии', 720 г.) и другие письменные источники, в которых отражена официальная мифология синтоизма, призванная укрепить власть императора в стране. Наряду с этим сохранялась традиция поклонения местным божествам - охранителям племен.

По мере проникновения в Японию китайской и корейской культур в страну проникли также буддизм, конфуцианство и даосизм. Однако по официальным данным первое близкое знакомство Японии с буддизмом произошло в 538 г., когда делегация корейского княжества Пэкче (Кудара) преподнесла Японии в дар переведенные на китайский язык сутры, ритуальные принадлежности и статуэтки буддийских божеств. Легко можно представить, каким высоко цивилизованным казался тогда японцам буддизм со своим систематизированным учением, с предметами изобразительных искусств и монахами, много знающими о свойствах лекарственных трав и т. д. Аристократия разделилась на два лагеря - сторонников и противников буддизма. Результатом их борьбы стало то, что императорский двор принял новую религию, не отказавшись от старой- синто. Он рассчитывал использовать буддизм, который, как считалось, обладает магическим воздействием, в качестве инструмента для обеспечения безопасности государства. Под покровительством императора в Японии стали возводиться буддийские храмы. В некоторых государственных синтоистских святилищах стали служить и буддийские монахи.

Одна из версий, объясняющих начало слияния буддизма и синто, отмечает роль в этом процессе буддийского монаха Гёки, лидера движения за создание в Наре статуи Большого Будды. В одной из своих проповедей он сообщил, что, якобы, в главном синтоистском святилище Исэ ему явилось знамение о том, что Великая богиня солнца объявила себя воплощением космического Будды Вайрочаны - одной из центральных фигур буддийского пантеона. В IX веке знаменитый религиозный деятель и мыслитель Кукап систематизировал эту концепцию и создал доктрину рёбу-синто, что означает 'синто двух аспектов'. Согласно этому учению все высшие синтоистские божества являются воплощениями различных буддийских божеств. С течением времени эта синкретическая идея была принята подавляющим большинством людей и оставалась наиболее влиятельной в духовной жизни японцев на протяжении средних веков и вплоть до Реставрации Мэйдзи в 1868 г.

XIII век ознаменовал значительный перелом в религиозной истории Японии. Политические и социальные изменения, происходившие на протяжении этого столетия, сопровождались появлением различных новых школ буддизма, возникших в ответ на духовные запросы людей. Буддизм перестал быть ритуальной охранительной религией аристократии и государства. Он стал духовной основой личной веры.

Прибытие в середине XVI века миссионеров римской католической церкви ознаменовало начало другой значительной эпохи в японской истории. Миссионеры вели активную деятельность почти сто лет, обратив в свою веру около 200 тыс. человек. Однако сёгунат Токугава опасался того, что христианство, отрицающее другие религии, может оказать разрушительное воздействие на японское общество. Преследования японских христиан начались в середине XVII века, а затем последовало закрытие страны для контактов с зарубежными государствами.

На протяжении эпохи Эдо (1603-1867 гг.) сёгунат Токугава покровительствовал буддизму как религии, противостоящей католицизму. Кроме того, сёгунат использовал буддизм для контроля за населением. Каждая семья была обязана зарегистрироваться при буддийском храме. Данные регистрации использовались для переписи населения. Рождения, браки, перемена места жительства или работы, поездки и другие события жизни прихожан - все это регистрировалось священниками.

Несмотря на то, что в тот период в религиозной жизни нации доминировал буддизм, повседневная этика людей и идейное обоснование социальной организации общества опирались на конфуцианство. Другим важным явлением эпохи Эдо было возрождение интереса к древнему синто. Отчасти это объясняется достижениями того времени в области исследований древней истории страны.

Реставрация Мэйдзи - важнейший период в истории японской религии. Идеологическим базисом Реставрации стали древние синтоистские верования, главным божеством которых была признана прародительница императорской династии Аматэрасу (Великой богини солнца), а главной идеей - поклонение императору. Идея, насаждавшаяся особенно упорно, состояла в том, что истинными правителями Японии являются прямые потомки Великой Богини Солнца, а не сегуны. Синто стало официальным учением. Его объявили надрелигиозным культом. Для сохранения чистоты национальной веры было запрещено учение рёбу-синто, и сложившаяся синкретическая религия была разделена, весьма искусственно, на буддизм и синто. Подавляющее большинство синтоистских храмов стали поддерживаться центральным правительством или местными властями. Служители государственных храмов становились правительственными чиновниками. Чтобы соответствовать представлениям о цивилизованном государстве, правительство заявило об отделении государства от религии. С целью подтвердить, что синто - это не релилия, храмам, получавшим финансовую поддержку от государства, было запрещено заниматься проповедованием. Храмовой или государственное синто было навязано людям в качестве надрелигиозного культа, а не как особая религия. Религиозные элементы в храмовых службах были сведены до минимума. Служителям вменялось в обязанность отправлять службу в соответствии с литургией, подготовленной правительством, а не проповедовать то, во что они веровали. В этот период деятельность существовавших религиозных объединений синтоистского происхождения активизировалась; на основе синтоизма стали появляться новые вероучения. В1873 г. был снят запрет на христианство, в основном под давлением со стороны иностранных государств. Наряду с католицизмом в стране появилось протестантство.

Конституция Мэйдзи 1889 г. провозгласила свободу вероисповедания, хотя это положение часто критиковали как показное.

После окончания II мировой войны оккупационные власти взяли курс на упрочение полной свободы вероисповедания. Самой важной задачей для реализации этой цели было полное отделение храмового синто от государства и возвращение синто статуса религии. Эта задача была успешно выполнена. Следует отметить, что в истории Японии в качестве государственного института храмовое синто выступало лишь в период от реставрации Мэйдзи до окончания II мировой войны. После II мировой войны храмовое синто перестало быть надрелигиозным культом. Он стал развиваться как религия.

Все это делает религиозную ситуацию в Японии наших дней сложной. В заключение можно сказать, что японцы научились религиозной терпимости благодаря синкретической религии феодальной эпохи. Сыграл свою определенную роль в этом и период существования синто как надрелигиозного культа.

Синто

Введение

Слово Синто буквально означает 'путь богов'. Это исконная религия японцев. Синто зародился в древней Японии как культ поклонения природе, душам усопших предков и т.д., а впоследствие развился в религию под воздействием буддизма, конфуцианства и даосизма. Наряду с ортодоксальным 'храмовым' существует так называемое 'сектантское' синто.

Храмовое синто.

В период с Реставрации Мэйдзи до окончания II мировой войны оно служило государственной идеологией. Власти объявили 'храмовое синто' своего рода 'надрелигией', обязательной для всех японцев, независимо от их вероисповедания. После II мировой войны произошло полное отделение храмового синто от государства.

В отличие от многих других религий, у синто нет основателя, систематизированного вероучения, или официальных текстов. Лафкадио Хёрн когда-то писал о нем так: 'Это вовсе не религия; это нечто бесформенное, как магнетизм, и неопределимое, как наследственный порыв'.

В синто - много божеств, называемых ками. Некоторые ками - это персонифицированные явления природы, другие - обожествленные души людей и мифологические боги. Поэтому синто можно классифицировать как политеистическую религию. Главной среди мириадов ками является Великая Богиня Солнца, считающаяся прародительницей императорской фамилии.

Строго говоря, слово 'бог' не является точным переводом ками. Этимологически это слово связано со словом 'высший'. Для японцев ками скорее объект почитания, нежели поклонения. Таким образом, храмовое синто - религия почитания ками.

Постройка, посвященная любому из ками, называется дзиндзя, или гу, что в переводе означает 'святилище, храм'. Храм является чрезвычайно важным священным местом, в котором молящийся вступает в контакт с невидимым миром ками. Типичный синтоистский храм состоит из нескольких построек: алтаря (хондэн), молельни (хайдэн), а также одних или множества особых ворот при входе на территорию храма (тории). В алтаре обычно не устанавливают никакого образа, устанавливается лишь символический объект поклонения - металлическое зеркало, меч, камень или дощечка с надписью. Священные ворота тории символизируют как очищение, так и препятствие проникновению на территорию храма любых загрязнений. Плетеная веревка из рисовой соломы симэнава является символом того же.

Посещающие святилище совершают определенный ритуал. При подходе к главному зданию находится место для омовения, где каждый приходящий должен совершить акт очищения, вымыв руки и ополоснув рот. Далее, представ перед алтарем, они дважды ударяют в ладони, держа их на уровне подбородка, совершают поклон и молятся. Благочестивый синтоист может посещать святилише часто. Многие же приходят в храм лишь в определенные дни, когда в честь ками совершаются специальные церемонии. Даты подобных праздников и служб в каждом храме свои. Торжественные церемонии сопровождаются чтением священнослужителем молитвословий, называемых норито.

Сектантское синто

Это название, данное для удобства группе различных религий, в той или иной степени возникших под влиянием синтоизм, но которые невозможно отнести к храмовому синто, поскольку в отличие от последнего каждая из этих религий имеет своего основателя, священное писание и четко выраженную организацию. В отличие от храмового синто, ни одна из них не пользовалась правительственной поддержкой. Вплоть до конца II мировой войны власти не очень-то жаловали эти секты. Поэтому из их большого числа официально были признаны лишь 13, известных под названием 13 синтоистских сект. Остальным же непризнанным сектам пришлось присоединиться к признанным в качестве 'дочерних сект'. После нойны большинство из этих влившихся сект стало самостоятельным. В настоящее время существует около 130 таких сект. Типичным представителем таких сект является самая крупная из них - Тэнрикё.

Тэнрикё (религия божественной мудрости)

Тэнрикё, насчитывающая 2 миллиона приверженцев и располагающая 30 тыс. храмов, является одной их самых крупных религиозных сект в Японии. Отличительной чертой этой секты является наличие хорошо подготовленных миссионеров. Тэнрикё пытается пополнить свои ряды не только за счет новых сторонников внутри страны, но и активно работает за рубежом. Располагает более чем 500 зарубежными филиалами. При центре секты имеется школа иностранных языков с английским, французским, немецким, испанским, русским, малайским и китайским отделениями. Ее основная цель - подготовка миссионеров для отправки за рубеж. Эта секта была основана в 1838 г. крестьянкой НАКАЯМА Мики (1798-1887). С тех пор этот пост удерживается ее прямыми потомками.

Вероучение Тэнрикё носит монотеистический характер, объектом поклонения является бог-создатель Тэнри-о-но-микото (господь божественного разума). В соответствии с этим учением бог-прародитель создал людей для счастливой жизни в Дзиба - месте, где сейчас расположен центр Тэнрикё. В священном писании секты говорится, что люди - дети бога. Все, что они имеют, принадлежит не им, а получено в займы от бога. Каждый человек должен помнить об этом. Тогда ему будут сопутствовать счастье и удачи. Если же он об этом забудет, его ждут одни беды. Все отрицательные свойства человека - это духовная пыль, от которой можно избавиться усердными молитвами или посредством бесплатного труда, пожертвований, миссионерской деятельностью и т. д. Обращаясь молитвами к богу, безвозмездно трудясь при сооружении культовых построек, человек открывает путь к жизни, полной радостей. Все эти откровения Бог-создатель передал через женщину-основательницу секты - НАКАЯМА. По преданию 12 декабря 1838 г. дух бога вселился в эту женщину и через нее указал людям путь к спасению, который лежит через очищения от греховной пыли.

Считается, что быстрому развитию этой религии способствовали случаи чудотворного излечения недугов, занятие общественно полезной деятельностю, в том числе содержание больницы и исследовательского института по проблемам туберкулеза, а также крепкая организационная структура.

Буддизм

Введение

Буддизм был основан Шакьямуни Гаутамой (4б6-386 гг. до н.э.) в Индии в V веке до н.э. Будда - это не имя. В переводе это слово означает 'просветленный'. Ша-кьямуни Гаутама, достигнув состояния Будды, решил учить других тому, как стать просветленным.

Его учение было сохранено учениками и позже записано в форме проповедей - сутр. Среди учений, непосредствено приписываемых ему, главное - учение о Четырех Благородных Истинах, которую ккратие можно сформулировать следующим образом:

  1. Существование есть страдание.
  2. Причина страдания - в желаниях.
  3. Освобождение от страдания - Нирвана, что, в негативном плане, означает состояние подавления страстей, а в позитивном - просветленность.
  4. Имеется Восьмеричный Благородный Путь устранения страдания, суть которого есть: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное состояние сознания и правильно проводимая медитация. Гаутама назвал свое учение Срединным Путем, отвергнув две крайние доктрины своих дней - аскетизм и гедонизм.
В процессе распространения буддизма в Индии, в нем иозникли два направления: хинаяна и махаяна. Первое из этих направлений (хинаяна) утвердилось в южных странах Азии: Бирме, Лаосе, Таиланде и др. В основе хинаяны - идея личного совершенствования, независимого от внешних условий, достижение состояния высшего совершенства каждым человеком самостоятельно, без посторонней помощи. В отличие от хинаяны второму направлению - махаяне - присущ универсальный характер: все существа могут стать буддами, т.к. они имеют сущность будды изначально. Основная идея этого направления: заботиться не только о своем спасении, но и о спасении других. Возникнув в начале н.э. в Индии, направление махаяна распространилось в Китае, Тибете, Корее, Японии и др.

Еще до проникновения в Японию в VI веке из Китая и Кореи буддизм вобрал в себя элементы таких мировоззренческих систем, как брахманизм, конфуцианство, даосизм и др. К тому времени уже существовали различные школы буддизма.

В процессе утверждения буддизма на японской почве сформировалось несколько сугубо японских школ, которые в настоящее время именуются традиционными в отличие от новых религий буддийского происхождения. Большое число современных буддийских школ можно разделить на 6 основных групп.

Буддизм эпохи Нара (Нарские школы)

К этой группе относятся старейшие школы японского буддизма, процветавшие до конца эпохи Нара.

Из 6 школ, достигших пика своего развития в эпоху Нара, сохранились лишь три - Хоссо, Кэгон и Рицу. (Три других - Санрон, Дзёдзицу и Куся прекратили свое существование.)

Школа Рицу отличается от других японских школ строжайшим соблюдением моральных установок буддизма. Священнослужители этой школы живут в безбрачии и являются вегетарианцами.

Школа Сингон

Японское слово 'сингон', буквально - 'истинные слова', является переводом санскритского слова 'мантра'. Мантра - это своего рода 'магическая формула', заклинание. Школа Сингон классифицируется как эзотерическое учение, также как тибетский и монгольский ламаизм. Она была основана знаменитым монахом Кукай -одной из величайших фигур в религиозной истории Японии. После обучения в Китае Кукай основал храм Конгобудзи на горе Коя, который стал центром школы Сингон. Этот центр оказал сильнейшее влияние на развитие всего японского буддизма.

Учение Кукай можно охарактеризовать как пантеистический мистицизм. В соответствии с этим учением вселенная - тело космического Будды, Дайнити-Нёрай. Даже в пылинке присутствует Будда, т.е. все живое и неживое на Земле является проявлением этого Будды, в том числе: Будды, бодхисатвы, божества, святые, небожители и прочие существа религиозного плана. Такое мировоззрение стало причиной многочисленности буддийского пантеона, возникновения пышных мистических ритуалов и утонченного религиозного искусства. Школа Сингон также характеризуется использованием мандал - предметов с изображением мистического пантеона.

Именно Кукай систематизировал синкретические части вероучений синто и буддизма. Он даже ввел термин рёбу синто - 'синто двух аспектов'.

В настоящее время существует приблизительно 20 сект школы Сингон, приверженцами которых является около 13 млн. человек. Главные из них: Будзан, Тидзан и Коясан.

Школа Тэндай

Буддийское вероучение Тэндай было привезено из Китая в начале IX века монахом Сайтё, посмертно получившим имя Дэнгё дайси. Первые проповеди этого учения прозвучали в храме Энрякудзи на горе Хиэй. Это эклектическое учение, включающее почти все основные положения учений направления махаяна, а именно: китайского учения Тэндай, эзотерического буддизма, дзэн-буддизма и поклонения Будде Амида. Он получил особую мистическую окраску от эзотерического буддизма, подобного Сингон. Центральной идеей учения Сайтё была доктрина 'Одной колесницы', суть которой состоит в том, что все люди изначально равны, и каждый наделен 'природой Будды'.

Многие образованные служители, усилия которых в значительной степени пробудили в Японии интерес к изучению буддийской классики, являлись представителями школы Тэндай. Сегодня существуют 4 основные секты школы Тэндай, включающие несколько дочерних сект. Общее количество приверженцев школы составляет приблизительно 3 млн. чел. Амидаизм Самым массовым течением японского буддизма является амидаизм, основу культа которого составляет поклонение Будде Амида - владыке обетованной западной 'Чистой Земли Высшего Счастья', куда попадают праведники.

Хонэн, основатель амидаистской школы Дзёдо, считал, что к достижению основной цели буддизма ведут два пути: один из них пролегает через Врата Мудрецов, другой - Врата Чистой Земли. Врата Мудрецов - узкий путь для мудрых, которые могут обрести просветленность, отринув мир рождения и смертей своими собственными усилиями. В нынешний же период, когда со времени смерти основателя буддизма Гаутамы прошло много веков и настала эпоха упадка, все люди грешны, и этот путь закрыт. Хонэн упорно проводил идею, что люди не способны самостоятельно обрести просветленность. Единственный оставшийся для них путь - положиться на Будду Амида, который верен своей клятве спасти всех людей. Остается лишь путь через Врата Чистой Земли. Если у человека есть вера в Амида, и он прославляет Амида, произнося 'Наму Амида Буцу' (Славься, Будда Амида!), то ему обеспечено спасение и возрождение в Чистой Земле милосердием указанного Будды. Синран, ученик Хонен, сделал еще один шаг вперед и основал школу Дзёдо-Син. В то время, как школа Дзёдо делала упор на повторении имени Амида, считая это самым благочестивым действием, которое они могли только предпринять, вероучение Дзёдо-Син провозглашало: 'Мы, однажды произнося 'Наму Амида Буцу' с радостью и благодарностью за его милосердие, уже обеспечены спасением'. Синран считал, что люди по природе своей злы и греховны, а все доброе, на что они способны, направлено лишь на удовлетворение собственных эгоистических желаний. Люди могут спастись лишь верой в Амида, положившись на его божественную клятву спасти их. Верующие уже спасены своей верой, и произнесение имени Амида есть не что иное, как выражение избытка радости спасенных.

Синран шокировал всех буддистов, открыто вступив в брак. Школа Дзёдо-Син отрицает безбрачие, отказ от некоторых видов пищи, паломничество, аскетизм, покаяние, монастыри и амулеты.

Приверженцами школы Дзёдо являются около 6 млн. чел., а школы Дзёдо-Син - 12,4 млн. чел., из них: 5,5 млн. человек - последователи секты Хигаси Хонгандзи, а 6,9 млн. чел. - секты Ниси-Хонгандзи.

Дзэн-буддизм

Слово 'дзэн' (санскр. 'дхьяна') может быть переведено как 'спокойное созерцание'. Дзэн-буддизм был основан в Индии Бодидхармой в VI веке н.э. и привезен в Китай самим основателем. В Японию идеи дзэн-буддизма были заведены монахом Досё в VII веке, однако как учение он получил распространение в Японии лишь в XII веке. По утверждению идеологов учения дзэн - это не школа или разновидность буддизма, а основной источник, исходный для всех буддийских школ. Для дзэна характерны молчаливая медитация и абстрактная созерцательность. Некоторые специалисты в области религии, сравнивая это учение с христианством, отмечают его атеистический характер. По их мнению, Дзэн следует рассматривать как философию, а не как религию.

Целью дзэя-буддизма считается достижение просветленности, подобно обретенной Шакьямуни Гаутамой, выявление в себе сущности Будды путем погружения в углубленное самосозерцание. Покойный служитель Асахина, один из самых активных дзэн-буддистов, определял дзэн как путь познания того, что сознание человека изначально свободно от греха, нечистоты, искажения и страдания, а потому является изумительно чистым, ясным и свободным. Дзэн-буддисты считают, что просветленности можно достичь лишь благодаря собственной интуиции, и не признают никакого внешнего воздействия. Таким образом, дзэн-буддизм отрицает идею спасителя. Практика медитирования в позе со скрещенными ногами, очень важна в дзэн-буддизме. Такая практика носит название дзадзэн. По утверждению приверженцев школы Сото дзадзэн является не способом достижения просветленности, а есть сама просветленность.

Влияние дзэн-буддизма на японскую культуру трудно переоценить. В сочетании с эстетическим отношением к природе, он явился духовным стержнем чайной церемонии, 'ландшафтного' садоводства, аранжировки цветов и т. д.

В настоящее время существуют 2 основные школы: Сото - 1,5 млн. приверженцев, и Риндзай, которая подразделяется на приблизительно 15 сект. Самая большая из них - Мёсиндзи, в которую входят около 30 тыс. человек.

Школа Нитирэн

Эта школа была основана в 1253 г. воинствующим монахом Нитирэн (1222-1282 гг.) - одной из самых колоритных фигур в истории японского буддизма. Обучаясь в монастыре при храме Энрякудзи школы Тэндаи на горе Хиэй, он пришел к выводу, что многочисленные интерпретации идеи буддизма того времени представляли собой искажение учения Шакьямуни. Он искренне желал восстановить изначальный 'чистый' облик буддизма. Считая Сутру Лотоса единственным текстом, воплотившим истинное учение Шакьямуни, он выступал с резкими нападками на другие школы. Наиболее сильной критике он подвергал амидаизм.

Школа Нитирэн учит, что тот, кто прославляет Сутру Лотоса, произнося сакральную словесную формулу 'Наму Мёхо-рэнгэкё' (Славься, Сутра Лотоса Благого Закона!), обретает добродетель, содержащуюся в Сутре, и его душа отождествляется с космической душой вечного Будды. Формула сама по себе считается достаточной для обретения спасения. Общее число буддистов, считающих себя приверженцами школы Нитирэн, составляет 24 млн. человек. Однако секта Нитирэн Сёсю, укрепленная усилиями лиги приверженцев Сокагаккай, утверждает, что число его приверженцев составляет 57 млн. человек. В числе сект, относящихся к школе Нитирэн, есть Нитирэн-сю (2,9 млн. ч.), Рэйюкай (2,5 млн. ч.) и Риссё косэйкай (6,2 млн.ч.).

Буддийские божества

Введение

В индийском искусстве периода раннего буддизма образы служили иллюстрациями к текстам, а не объектами поклонения, поскольку считалось, что Будда - это состояние, а не образ, а состояние передать невозможно. Ранние буддийские художники представляли Будду лишь символически, например, как Колесо Закона (символ великого учителя) или пустой трон. В конце I в. - начале II в. н.э. на севере Индии в Гандхаре появились первые скульптурные изображения Будды и бодхисатв (идеальные существа, которые заботятся не только о своем спасении, но и о спасении других; находятся на последней ступени совершенства перед становлением буддой). Под влиянием эллинизма, проникшего в Гандхару во времена Александра Македонского, они изображались в виде идеально сложенных человеческих фигур.

В литературе хинаяны упоминается ряд будд, однако центральное место отводится историческому Будде - Гаутама.

Число будд в махаяне бесконечно. Также бесчислены бодхисатвы и божества, заимствованные из брахманизма. Все они включены в буддийский пантеон.

Ниже приводится краткое иконографическое описание основных буддийских божеств (обычно их классифицируют по 4 группам).

1. Нёрай, или Будда

Будда (означает 'просветленный') - человек, достигший идеального состояния просветления. Будда имеет много других почетных титулов. Одним из них является Нёрай (Татхагата - 'так пришедший'). В учении махаяны будды считаются божественными существами, достигшими предела духовного развития, высшего совершенства. Теория 'Трех тел Будды', пришедшая из Индии, в японском буддизме получила дальнейшее развитие. В соответствии с этой теорией у Будды три тела: одзин ('тело соответствия'), ходзин ('тело воздаяния') и хоссин ('тело высшей истины').

В первом из них будды являются простыми смертными. Исторический основатель буддизма Гаутама принял при появлении в этом мире облик обычного человека, соответствующий представлениям об общепринятом.

Для тех, кто уже продвинулся в постижении таинств учения, будда является во всем блеске и великолепии своего сверхъестественного 'тела воздаяния', обретенного им в 'воздаяние' за упорство и стремление к истине.

Только тем, кто дошел до конца пути, дано познание будды в 'теле высшей истины', которое, по сути, уже телом не является, ибо не имеет определенной формы или цвета.

В буддийском искусстве будды представляются только в 'теле соответствия' или 'теле воздаяния'. От простых смертных они отличаются по 32 признакам, свидетельствующим об их сверхъестественной природе. Главными из этих признаков являются:

  1. Никкэй - выступ на макушке. Обычно он интерпретируется как мудрость Будды.
  2. Бякуго - точка или прядка волос между бровями. Считается, что из этого места Будда испускает лучи света, чтобы рассеять мрак неведения.
  3. Рахоцу - завивающиеся вправо коротко остриженные кудри. В буддийских текстах описывается, что именно так Гаутама остриг себе волосы во время своего великого посвящения.
  4. Маммо-со - перепонки между пальцами рук. Они символизируют желание Будды спасти своими милосердными руками как можно больше людей.

Сяка-Нёрай - Шакьямуни Гаутама - основатель буддизма. По легенде он родился в 483 г. до н.э. на севере Индии в роще Лумбини близ Капилавасту - столицы маленькой страны племени шакьев. Его родители - царь Шуддходана и царевна Майядева. Они назвали сына Сиддхартха. Гаутама - это фамилия. По преданию он родился с отличительными признаками Будды. Существует много легенд о различных событиях его земной жизни, а также многочисленных предыдущих существованиях. По преданию Шакьямуни сразу же после своего рождения сделал 3 шага и сказал: 'я единственный мудрец на небе и под небом'. Говоря это, гласит легенда, он правой рукой указал на небо, а левой - на землю. В буддийском храме можно часто встретить маленькую фигурку, изображающую этот эпизод из жизни Шакьямуни. Она становится объектом особого поклонения во время празднования дня рождения Будды 8 апреля. Тема 'Шакьямуни на смертном одре' также стала одной из любимых тем японских художников-буддистов.

Амида-Нёрай - Амитабха Амитабха буквально означает 'безграничный свет'. Он является основным объектом поклонения амидаистов. Амида - верховный Будда 'Чистой Земли на западе'. По преданию, когда-то Амитабха был бодхисатвой по имени Дхармакара. В тот период он дал 48 обетов, в одном из которых поклялся, что не обретет полной просветленности до тех пор, покуда не сможет помочь всем людям, которые просят его о помощи и спасении. Со времени клятвы прошло много веков прежде чем он, совершив огромное число добрых дел, обрел состояние будды. Затем он создал рай на Западе, известный под названием 'Чистая Земля'. Монах Синран, основатель школы Дзёдо-Син. настаивал на том, что путь спасения человека - исключительно вера в Амитабху, а не добрые деяния или отправление ритуалов. Амида - основной объект поклонения в буддизме амидаистского направления.

Образам Амида характерны особые жесты рук, символизирующие Кубон-Одзё, или 'Девять способов возрождения в Чистой Земле'. Каждый из 9 жестов символизирует определенный путь. Чаще всего руки Амида на изображениях демонстрируют символический жест 'Дзёбон Дзёсё': большие и указательные пальцы обеих рук образуют окружность и лежат на скрещенных ногах. Это поза медитации Будды.

Якуси-Нёрай - Бхайшаджья-гуру. Якуси буквально означает 'повелитель медицины'. Он широко известен как исцеляющее божество. Существует вера в то, что Якуси может излечить от физических и духовных болезней, даровать долгую жизнь. Бутылка с лекарством в его левой руке символизирует милосердную миссию этого Будды.

Бирусяна-Буцу - Вайрочана. Вайрочана означает 'вездесущий Озаряющий Свет', то есть сам космос. Религиозный образ этого Будды весьма сложен и интерпретируется в различных школах по-разному. Например, учение Кэгон считает Бирусяна Буддой Истины, не имеющим формы и проникающим во все уголки в бесконечном пространстве, а значит все будды, в том числе и исторический Будда Шакьямуни, являются ни чем иным, как воплощением этого будды.

Дайнити-Нёрай - Махавайрочана Будда Вайрочана идентифицируется с Дайнити Нёрай, что буквально значит 'Будда Великого Света'. Дайнити - центральное божество многочисленного пантеона буддизма Сингон. В системе Рёбу-синто он также отождествляется с основным божеством синтоистского пантеона - Великой Богиней Солнца. В отличие от других образов Будды Дайнити всегда изображается в пышних одеждах и с украшениями.

Сандзон, или Тройной Образ. В буддийских храмах часто по бокам статуи Будды устанавливают фигуры двух бодхисатв. Некоторые примеры таких комбинаций статуй Будды и бодхисатв ( или других божеств) приводятся ниже:

  • Шакьямуни ….. Мондзю и Фукэн
  • Амида ….. Каннон и Сэйси
  • Якуси ….. Никкои Гакко
  • Дайнити ….. окружен 4 Буддами в соответствии с особой иконографией школы Сингон
  • Великий Будда в Наре ….. Нейрин Каннон и Кокудзо

2. Босацу - Бодхисатва

Босацу - Бодхисатва буквально означает 'существо, стремящееся к просветлению'.

В соответствии с доктринами буддизма махаяны, бодхисатва дает обет спасти все живые существа. Поскольку Будды после достижения полной нирваны (наивысшего состояния сознания) не могут оказывать помощь живым существам, то бодхисатва предпочитает остаться в сансаре (бытии, неизбежно связанном с перерождением живых существ и страданиями), пока все живые существа не спасены.

Посредством 6 парамит (духовных совершенств): щедрости, нравственности, терпеливости, мужественности, способности к созерцанию и мудрости, - бодхисатва добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается целью миссии бодхисатвы.

Путь бодхисатвы разделен на уровни, которых насчитывается 10. Длительность пути составляет неисчислимо много миллионов лет. На протяжении своего пути бодхисатва многократно перерождается, причем в облике не только человека, но и любого другого существа. На десятом уровне своего пути он может сам выбирать форму своего существования. Он даже может одновременно иметь несколько воплощений. Бодхисатва изображался в образе индийского аристократа. Поскольку он способен перевоплощаться в различных живых существ, то его изображали как мужчиной, так и женщиной.

Каннон - Авалокитешвара. Каннон - самый популярный бодхисатва как в Китае, так и в Японии. На санскрите он называется Авалокитешвара, что толкуется по-разному. Одно из толкований - 'смотрящий на мир'. Его образ часто служит воплощением сострадания. В Сандзон (Тройном образе) его часто изображают в комбинации с Буддой Амида. В образе женщины Каннон милосердная заступница, обратиться к которой за помощью может любой. Каннон способна принимать различные облики. В китайских буддийских рисунках, датирующихся VIII веком, Каннон чаше изображается мужчиной. Однако, в более поздних произведениях преобладает женский образ.

В Китае Каннон называли Гуаньинь. С ней связано множество легенд. По одной из них в начале VII в. на одной из китайских рек внезапно налетевший сильный ветер перевернул корабль. Все 60 пассажиров корабля, за исключением одной девушки, погибли. Во время кораблекрушения эта девушка молилась Каннон и, пытаясь спасти Сутру Каннон, держала футляр, в котором она находилось, над головой. Выбравшись на берег, она обнаружила, что футляр абсолютно сух.

Существует множество вариантов изображения Каннон, в которых передается многообразие ее перевоплощений. Следует отметить 4 из них.

  • Сё Канон - основная форма Каннон, где бодхисатва изображен либо стоящим, либо сидящим в цветке лотоса. На некоторых изображениях он держит в руке цветок лотоса, что символизирует присутствие Будды в сердцах всех живых существ. Чаще всего Каннон изображают с короной на голове. На этой короне имеются фигурки Будды Амида.
  • Сэндзю Канон - это сокращенное название от Сэндзю Сэнгэн Каннон ('Тысячарукая и тысяча-глазая Каннон'). Скульптуры Сэндзю Каннон обычно имеют по 20 рук справа и слева, не считая 2 'главных' рук. Ранние изображения Сэндзю Каннон, сохранившиеся в Японии, действительно тысячерукие. На каждой ладони рук имеется по глазу. Эти руки символизируют безмерные возможности Каннон для спасения всех живых существ.
  • Бато Канон переводится как 'Каннон с головой лошади'. В соответствии с доктриной эзотерического буддизма, Бато каннон является воплощением Будды Амида в состоянии ярости к неправедникам. В этом смысле его можно классифицировать как божество типа Мёо (см.ниже). Обычно Бато Каннон изображают трехликим, с 6 руками и лошадиной головой вместо короны. Лошадиная голова символизирует то, что подобно лошади, быстро поедающей траву, Бато Каннон быстро справляется со злом, препятствующим просветлению людей. Культ Бато Каннон широко распространен в Японии среди крестьян, имеющих лошадей, и сельских торговцев.
  • Нёирин Канон означает Каннон с 'магическим драгоценным камнем, способным исполнять любое желание'. В одной из своих рук Нейрин Каннон держит драгоценный камень, исполняющий желания.
Дзидзо - Кшитигарбха - очень популярный в Японии бодхисатва - покровитель детей, путников и беременных женщин. Часто его статуи можно увидеть на обочинах сельских дорог. Их изображают в виде группы из 6 статуй, что символизирует помощь всем 6 видам живых существ: богам, демонам ашура (вечно враждующим), людям, животным: голодным духам, обитателям ада. Основная миссия Дзидзо -спасение существ всех 6 видов в период от смерти Шакьямуни до прихода следующего будды. Как сказано в одной из многочисленных сутр, этот период будет 5670 млн лет.

Дзидзо изображают в образе бритоголового монаха Существует множество легенд о Дзидзо.

3. Мёо - Видья-раджа.

В соответствии с учением эзотерического буддизма Будды проявляют себя иногда в образе сострадательного бодхисатвы, или в образе Мёо, олицетворяющего гнев будд, целью которого является возвращение заблудшего существа на путь просветления. У всех без исключения изображений Мёо устрашающие выражения лиц.

Фудо-Мёо - Ачаланатха Видья-раджа. Это божество считается олицетворением Будды Вайрочаны в ярости, обращенной ко всем неправедным. Фудо означает 'непоколебимый'. Обычно его изображают с устрашающим выражением лица, сидящим на скале в окружении языков пламени. В правой руке он держит меч, а в левой - связку веревок: эти предметы призваны повергать зло. Меч символизирует мудрость, а веревка - сострадание.

Айдзэн-Мёо - Рага Видья-раджа. Различными буддийскими школами это божество интерпретируется по разному: одни из них считают его воплощением Будды Вайрочана, а другие - воплощением бодхисатв. Он является покровителем любви и брака и, как считается, может устранять все трения между супругами. Изображается он шестируким и трехглазым, с красным телом. Обычно он держит лук и стрелу (символ любви), оружие называемое 'ко', и колокольчик (символ для предупреждения грешников).

4. Тэн - дэва

Тэн - дэва - общее название для всех низших божеств брахманического или индуистского происхождения. В буддийском пантеоне им отведена роль хранителей буддийской Истины. В соответствии с буддийской космологией каждому дэва определено место во вселенной, где он исполняет свою особую миссию.

Нио.У входных ворот буддийского храма стоят 2 статуи, охраняющие его от злых духов. Один из Нио обычно изображается с открытым ртом, как бы произно-сящим звук 'а' - первую букву санскритского алфавита, а другая - с закрытым, как бы произносящим 'ом' - последнюю букву санскритского алфавита. В соответствии с эзотерическими буддийскими учениями 'а' и 'ом' символизируют начало и конец всего сущего (сравни: 'Я есть альфа и омега').

Ситэн-но - дэва-раджа в переводе означает '4 божественных царя'. В буддийской космологии это божества, охраняющие 4 стороны света.

  • А. Дзикокутэн (Дхритараштра) - хранитель востока. Изображается в виде зеленой фигуры с мечом или пикой.
  • Б. Дзотётэн (Бирудхака) - хранитель юга. Изображается в виде белой фигуры с мечом и алебардой.
  • В. Комокутэн (Вирупакша) - хранитель запада. Обычно изображается в виде красной фигуры со свитком и кистью или мотком веревки в руках.
  • Г. Тамонтэн (Вайшравана) - хранитель севера. Обычно изображается в виде белой фигуры с пагодой, копьем или алебардой в руках.

Православная церковь

В 1871 г. в Японию приехал отец Николай, который с 1861 по 1869 гг. являлся настоятелем церкви при генконсульстве России в г. Хакодатэ. Он стал активно проповедовать православное учение среди японцев. Результатом его проповедей стало то, что в 1911 г. в Японии насчитывалось 265 православных церквей, прихожанами которых были 32 тыс. человек.

После смерти в 1912 г. отца Николая на долю японской православной церкви выпало много испытаний: Октябрьская революция (1917 г.), страшное по последствиям землетрясение 1923 г., II мировая война.

В настоящее время в Японии насчитывается 80 православных церквей, прихожанами которых являются 15 тыс. человек.

Источник: Знакомство с Японией. Ассоциация переводчиков-русистов. Токио. 1999 г.



Айкибудо и Тэнсин Седэн Катори Синто Рю
тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
© 2000 - 2022
 

[ Вход в почту ]