www.aikibudo.ru

тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
 
 Новости
 Библиотека
 Расписание занятий
 График семинаров
 Истоки школы
 Адреса клубов
 Техника
 Часто спрашивают...
 Ссылки
 ЖЖ-блог

Монголия - рулез!

Дмитрий Куров, Дмитрий Лехт (4 кю – Тэнсин Седэн Катори Синто-рю)

Опубликовано на сайте: 2005-11-27

В конце сентября – начале октября этого года ученик нашего додзе – Дмитрий Лехт участвовал в туристической экспедиции в Монголию. Благодаря фотографиям, сделанным Дмитрием во время путешествия, мы можем оценить красоту пейзажей страны, воины которой оставили неизгладимый след в истории, как Востока, так и Запада. Так же предлагаем вашему вниманию краткий отчет одного из членов экспедиции. Несомненно, он будет интересен всем любителям экстремального туризма и тем, кого заинтересует возможность посетить Монголию.

Всё-таки Монголия существует. Теперь я знаю это точно. Видел. По крайней мере, северо-западная её часть.

Дмитрий Лехт

Идея путешествия по Монголии на джипах возникла случайно и не у меня. Я, как это было когда-то с Камбоджей, клюнул на красиво звучащее слово МОН-ГО-ЛИ-Я.

Дмитрий Лехт
Дмитрий Лехт

- Мы тут в Монголию собираемся,- сказал мне как-то мимоходом мой знакомый, - хочешь с нами? - Конечно, хочу,- ответил я, и забыл об этом на несколько месяцев.

Когда мне сказали, что пора выкупать билеты и с меня аптечка, горелка, газ и два спальника, отступать было уже поздно.

Если бы меня попросили описать наше путешествие одним слово, то я бы подумав, выбрал ПОЗНАВАТЕЛЬНО. Люди почти все были мне не знакомы и все без исключения интересны. Я по-новому взглянул на историю цивилизации вообще и воинского искусства в частности. Лекции по геологии, теории фотографии, этнографии малых народов и технологии производства продуктов питания. С доставкой на дом. Это круто. Рулез, как сказал бы мой сын. Мне понравилось. А подробный рассказ о нашей авантюре пишет сейчас один из участников экспедиции Дмитрий Куров. Он человек обстоятельный, напишет подробно, с ценами, координатами и точными названиями. Ему и карты (географические) в руки.

PS. Осенью следующего года, мы почти в таком же составе, собираемся на Борнео. Присоединяйтесь!

Отчет об экспедиции

Дмитрий Куров

Все началось в середине апреля 2005 года, когда я позвонил Александру Лебедеву, далее просто Лебедю, кажется, даже безо всякого дела, и нарвался на предложение пойти в поход в Монголию. Я знал, что последние лет пять Лебедь, водит народ в походы и это его бизнес. Наверное, поэтому я решил, что идет речь о деловом предложении и, ощущая себя деловым человеком, принципиально не стал выяснять подробности по телефону, а попросил его прислать программу похода на мой почтовый ящик. Вот тогда, типа, и поговорим конкретно.

Письмо пришло, чуть ли не в тот же вечер. Приаттаченый файл был действительно программой, правда, на сплошном английском, которая называлась Schedule of Tourism Activities for the Mongol Altai Nuruu Special Protected Areas (Программа Туристических Маршрутов в Специальных Закрытых Районах Монгольского Алтая Нуруу), состояла из таблицы в 10 столбцов на 4 страницах мелким шрифтом. В программе не было ни одной даты, главный вопрос для делового человека – «сколько» не вычислялся, зато в изобилии были GPS Coordinates of Highlighted activities (GPS-координаты горных маршрутов). Текст письма гласил:

Дим, привет!

24 апреля (воскресенье) 2005 г. в 18 ч. я приглашаю тебя на показ слайд-фильма об Алтае. Приглашены все кореша.

Фотографии будут из нашего с тобой совместного похода, из других моих походов на Алтай и десяток фотографий моего друга Дмитрия. Буду рассказывать всякие истории про Горный Алтай.

Не знаю, будет ли презентация моей книги 'Алтай', т.к. она должна выйти из печати после 18-го апреля. В конце расскажу об осеннем проекте – автомобильной экспедиции в северо-западную Монголию.

Приходи.

Рассказывать об Алтае буду в кафешке Лехи Калашникова. Называется оно 'Другое место'. Адрес: Малый Гнездниковский пер. 98 стр. 7.

Ясно было, что никаким деловым предложением в письме и не пахло, что Лебедь прислал мне не мою программу, а программу какого-то турагентства, и поскольку подобное неуважение меня задело, я написал язвительный ответ:

Саш!

Программа по Монголии замечательная, а нет уточнения программы, например:

Прилет в а/порт Улан-Удэ - «__»_______ 200__ г.

Погрузка на а/м ГАЗ-66 - «__»_______ 200__ г.

Пересадка на вертолет до Квхын Гутуу - «__»_______ 200__ г. и т.д.

И сколько всего будет $$, или вся инфа в воскр.?

Письмо пришло быстро, и ответы были на удивление конкретные, –

1) Кто хочет - тот всегда дойдет.

2) Дим, в эту часть Монголии вообще мало кто ходил. Поэтому информации мало.

Будем стараться тратить денег по минимуму. Идея такая. Все встречаются в Барнауле. До недавнего времени группа состояла из 4 чел. 2 чел. из Москвы; 1 - из Кургана; 1 - из Усть-Каменогорска (Казахстан). У чела из У.-К. будет свой джип, на 4 чела. Остальные должны взять транспорт в Барнауле или в Монголии. Переход российско-монгольской границы на нашем участке возможен только на машине.

3) В Монголии, наверно, возьмем гида т.к. он лучше знает, куда надо ехать.

«Наверное, возьмем гида» - это было круто, но добил меня последний ответ пунктуально помеченный №4:

4) Строго плана придерживаться не будем.

Пpосле такого письма у меня наконец-то мозги встали на место, я перестал чувствовать себя деловым человеком, согласился, что это очередная нормальная авантюра по принципу «сам себе режиссер» и поехал в воскресенье в «Другое место».

Тут надо сказать пару слов о самом Лебеде. Мы знакомы уже лет двадцать, за это время достаточно регулярно – раз в 2-3 года встречались у него дома, на турслетах МАИ и в походах. Внешностью он немного напоминает Ю.Шевчука и производит впечатление свободного от обстоятельств человека, навроде чукчи в тундре. Возможно, это родовая черта всех маевцев. У Лебедя сложный по своей организации бизнес, он круглый год лично водит группы туристов, в том числе и иностранцев со всего света, в самые разные места - от Камчатки и Эльбруса до Борнео, плюс к этому постоянные заботы и хлопоты с многочисленным семейством (жена и пятеро детей), которое все продолжает увеличиваться каждые два года. При такой жизни сильно переживать по мелочам – непозволительная роскошь.

В кафе я опоздал к назначенному времени минут на 20, слайд-фильм был в самом разгаре. Небольшой зал был полон, я увидел место у столика возле стенки, где уже сидел Сергей – участник наших совместных походов на Урал, Саяны, Алтай. Самих слайдов, похоже, было немного, по крайней мере, на каждом Лебедь останавливался минут по пять. Он рассказывал том, что из себя представляет алтайский аил (слайд с шестиугольной низенькой избушкой в лесу), почему у бурундука пять полосок на спине (слайд с бурундуком), какие эндемики произрастают на Алтае и чем они полезны (слайд с эдельвейсом) и др. Говорил Лебедь занудно, растекаясь мыслью по древу. Возможно, мне это было бы интересно, если бы я не ходил в этих местах вместе с ним и Сергеем, был если не автором, то персонажем некоторых фотографий и имел свои впечатления и представления об Алтае.

Я долго не мог понять, а потом догадался, что попал на презентацию летнего похода на Алтай, а сидящий в кафе народ был целевой аудиторией, жертвы тяги к природе и романтике походов. Народ был уже состоявшийся, судя по обилию бегающих по залу во время слайд-фильма разновозрастных детей, и, может быть, поэтому делающий сознательный выбор в пользу Алтая, а не Турции. Лебедь меж тем минут пятнадцать уже рассказывал о своем знакомстве на Алтае с петроглифами (знаками и изображениями на камнях), которых там оказалось немеряно. Я заподозрил в этом его интересе увлечение, а может быть и страсть, и немного забеспокоился - а ну как нам придется таскаться за ним от одной скалы к другой, разглядывая Лебедя фотографирующего литографии.

После окончания слайд-фильма народ обступил Лебедя, начал задавать ему дурацкие вопросы о предстоящем походе на Алтай, мы же с Москаленко коротали время, вспоминая свой алтайский поход и сравнивая свои познания о Монголии. Я заметил, что вместе с нами в зале скучало еще с десяток человек «монголов», похоже, такие же «все кореша», но мне незнакомые. Конечно, когда дошла очередь до нас (т.е. до автомобильной экспедиции в северо-западную Монголию), наши вопросы были такие же дурацкие (это становилось понятно по ответам), но мы их все равно задавали. Наверное, для того, чтобы по реакции Лебедя убедиться, что он достаточно вменяемый человек для организации этого похода.

И действительно - Лебедь старался отвечать на вопросы подробно и конкретно, почти как в письме из четырех пунктов. Я, например, спросил, можно ли лететь не до Барнаула, а до Улан-Батора, а оттуда уже добираться до того места, откуда мы начнем ездить на джипах по Монголии, Ну, чтобы не тратить четыре дня на дорогу от Барнаула. У меня был опыт переездов от Барнаула до Тюнгура через Горноалтайск, т.е. примерно наш маршрут - в конце второго дня от одного вида автотранспорта уже начинало трясти. Нельзя, отвечал Лебедь, ты посмотри карту – где Улан-Батор и где будем мы, на машине не доехать, а если туда летают самолеты из Улан-Батора, то посчитай, сколько это будет стоить.

Это обсуждение предстоящего похода окончательно укрепило мое решение – надо ехать, потому что будет интересно. Из этой встречи, тем не менее, я вынес и кое-какую определенность:

  • если человек семь собиралось поехать только из Москвы, и к ним добавляется еще человек 5-10 местных (из Кургана и Казахстана) то это же какой могучей автоколонной мы помчимся по Чуйскому тракту и монгольским степям;
  • количество участников не ограничено, приглашаются все желающие;
  • поход не начнется раньше 18 сентября и продлится не больше трех недель;
  • связь пока будем держать по Интернету, все что нужно, Лебедь сообщит;
  • кое-какая информация все-таки есть (карты, отчеты о прохождении маршрутов, ссылки на сайты) и Лебедь сделает всем рассылку. Кроме Москаленко, у которого не было Интернета.

Воодушевленный этим всем я в течение мая попытался увлечь идеей этого похода некоторых моих знакомых, и некоторые даже передали мне данные своих загранпаспортов под гарантию, что это не обязывает их в октябре ехать в Монголию.

Из значимых событий июня было получение монгольских виз. Этим занимался Лебедь, а все участники были свидетелями этой драмы и комедии. Лебедь договорился с директором монгольской туркомпании Канатом (за 15 долларов с человека), что он пришлет в посольство в Москве письмо-приглашение со списком наших фамилий (для этого как раз и были нужны паспортные данные).

До этого Лебедь уже ездил в посольство, пытался договориться с кем-нибудь, чтобы дали визы просто так, без приглашения с учетом, что мы оплатим хлопоты, даже дошел до самого консула с этим предложением, но ничего не получилось. Такое упрямство посольства было непонятно – по общему мнению, обязанность получать визы для поездки в Монголию сопоставима с получением виз для поездки в Рязанскую область. Лебедь несколько раз ездил в посольство и искал там приглашение от Каната, потом, рассказывая, что монголы не знают ни русского, ни английского и с трудом понимают матерный. Наконец наше приглашение нашлось, Лебедь сдал паспорта, потом спустя два дня монголы обнаружили, что это не наше приглашение (наш в этом приглашении был только Канат), но загранпаспорта вернуть отказались (так же как и оформить визы по чужому приглашению). Потом Лебедь опять искал наше приглашение, запрашивал у Каната повторное, потом получал визы – в результате у одного потенциального участника из-за отсутствия паспорта сорвалась загранкомандировка, притом, что он заплатил дополнительные 25 долларов за ускоренное получение визы.

В начале августа Лебедь, наконец, согласовал со своими планами окончательную программу нашего похода и разослал его участникам:

  • 18 сентября. Встреча в 08:30 в аэропорту г. Барнаул. Переезд от аэропорта до автовокзала. Переезд на рейсовом автобусе из Барнаула до Горно-Алтайска. Обед. Закупка продуктов. Музей. Переезд на микроавтобусе до устья Чуи. Ночевка.
  • 19 сентября. Переезд до петроглифов Калбак-Таш. Осмотр петроглифов. Переезд в пос. Акташ. Получение разрешения у погранцов на посещение погранзоны. Переезд в пос. Ортолык. Ночевка.
  • 20 сентября. Переезд в долину р. Еланда. Осмотр 50000 петроглифов. Ночевка.
  • 21 сентября. Переезд в долину р. Тархата. Осмотр Тархатинского комплекса. Возвращение на Чуйский тракт. Переезд к г. Курман. Осмотр петроглифов на г. Курман и на г. Джалгизтобе.
  • 22 сентября. Переезд в пос. Кокоря. Посещение местного музея. Переезд в долину р. Бугузун. Осмотр археологических памятников.
  • 23 сентября, рано утром. Встреча с машиной Андрея в Кош-Агаче. Переезд до границы. Переход границы. Переезд до Ульгия. Оформление документов в Ульгие.
  • 24 - 30 сентября. Активная программа.
  • 1-2 октября. Фестиваль.
  • 3 октября. Переезд до границы.
  • 4 октября. Переезд рано утром границы. Переезд до Горно-Алтайска.
  • 5 октября. Переезд до Барнаула. Ночевка в гостинице.
  • 6 октября. Вылет в 08:30 из Барнаула.

Мои опасения оправдались – Лебедь включил петроглифы как обязательный элемент программы почти на каждый день похода. После получения программы народ начал потихоньку закупать билеты, купил и я на рейс Москва-Барнаул (и обратно) за 8450 рублей.

Ближе к дате отлета начал складываться список необходимых вещей, из которых отмечу

Российский флаг размером 40х80 (размер хоть и не соответствующий пропорциям Конституции РФ, но зато точно такой же, как у казахстанских товарищей, чтоб был паритет суверенитетов при их параде).

Пуховик, теплые перчатки, дополнительный спальный коврик (мы с Москаленко готовились к сильно континентальному климату от +30 до -10С) Адаптеры с 12V DC на 220V АС (а как иначе заряжать всю эту фото-видео технику). 700 долларов денег, половина в рублях, половина в долларах мелкими купюрами.

Большая упаковка мезим-форте (по отзывам путешественников, еда в монгольском общепите – «мясо с мясом»).

Средство от комаров (на всякий случай)

Фольга (запекать метровых хариусов)

Хотя встречаться все (кроме Андрея из Казахстана) по плану Лебедя должны были утром 18 сентября в аэропорту г. Барнаула, я договорился с Москаленко о встрече в а/п. Домодедово - это как-то показалось надежнее.

Наш маршрут по территории Монголии

  • 18.09 Барнаул – Горно-Алтайск – Чуй-Оозы
  • 19.09 Ак-таш – устье р. Тыт-Туерык
  • 23.09 пос. Кош-Агач – монгольская граница – оз. Цагаан-Нур
  • 24.09 г. Улгий – долина р. Кобдо-Гол (5 км) – Сагсай - дол. р. Сагсай-Гол
  • 25.09 Мост через Сагсай-Гол – урочище Модон-Хушон – долина р. Харгантын-Гол – граница нац. парка у р. Модон-Сала – восточный берег оз. Хара-Нур – перевал – долина р. Годон-Гол – западный склон г. Модот-Толгой – оз. Даян-Нур – погранзастава – подножие г. Ху-Хоргай
  • 26.09 р. Джангашин-Гол - морена долины р. Утенгтийн-Гол – оз. Хурган-Нур
  • 27.09 Погранзастава у оз. Хурган-Нур – оз. Хотон-Нур
  • 28.09 Дорога по северной стороне Хурган-Нур – морена до подножия г. Онхотын-Ших – заезд в долину Джиланд – долина р. Могойтын-Гол до слияния с р. Кобдо-Гол
  • 29.09 Долина р. Кобдо-Гол – пос. Ценгел – пос. Улан-Хус – г. Улгий
  • 30.09 Пос. Сагосай (фестиваль Орла)
  • 01.09 Пос. Сагосай - г. Улгий – оз. Толбо-Нур
  • 02.09 г. Улгий - пос. Цаган-Нур – оз. Баян-Нур
  • 03.09 Пересечение монгольской границы
  • 04.09 104 км тракта – г. Бийск
  • 05.09 г. Бийск
  • 06.09 а/п. Барнаул

17.09 Сам вылет к месту сбора в г. Барнаул ничего необычного не представлял. В а/п. Домодедово встретились только мы трое – Сергей, Дима и я. Оказалось, что это и были все «москвичи» похода. Уже утром 18-го на прилете в а/п. Барнаула нас встретил Лебедь, отправлявший в Москву группу ирландцев, человек 15. Следующий пункт путешествия был автовокзал, по дороге из номера гостиницы, где жил Лебедь, забрали наше групповое снаряжение – палатки, каны и остатки продуктов. На автовокзале Барнаула встретили Диму из Кургана (он приехал поездом), купили газовую плитку и с десяток баллонов, мы с Сергеем купили спиннинги и катушки (мой комплект обошелся в 290 рублей) и сели в маршрутку до г. Горно-Алтайска (за 300 рублей с человека). Итак, здравствуй Чуйский тракт, трасса М52!.

В Горно-Алтайске нас уже ждал Коля – наш старый знакомый по первому походу на Акем в 2000 г. Он местный, поэтому в разговоре пропускает «е» после «а» и смягчает окончания:

  • получается – получатса
  • знаешь – знаш
  • знаем – знам.

Коля занимается извозом (у него микроавтобус Тойота), прекрасно знает регион, на все руки мастер – готовит, ловит рыбу, режет баранов, Лебедь постоянно сватает ему своих знакомых туристов. На его машине мы планировали ехать до Кош-Агача, где была запланирована встреча с нашими казахстанскими друзьями.

С 2000 г. Горно-Алтайск сильно изменился. Появилась мобильная связь (впрочем, на трассе тоже), город отремонтировали, украсили наглядной агитацией «Наркомания – путь к преступлению». Мы закупили продукты, в основном водку, и пошли в музей. Лебедя, а значит и нас интересовали народы, жившие на Алтае и в Монголии. Дело в том, что Лебедь успешно издал свою первую книгу, где кроме описания маршрутов собрал много различной информации. Теперь он был, одержим написанием второй книги о нашем маршруте и поэтому неутомимо собирал материал о быте современных и древних народов, истории мест, природных феноменах, археологических памятниках, короче - обо всем. В сопровождении экскурсовода мы последовательно осмотрели экспозиции неолита, бронзового, железного веков от скифов к тюркам и к нашим дням. Для себя открыл, что монгольская, корейская, японская группы языков объединяются вместе с тюркской группой (шорты, хакасы, якуты, татары, караимы и др.) в алтайскую группу. Удивительное ощущение осталось от всех этих экспозиций (на обратной дороге из Монголии мы еще сходили в краеведческий музей в Бийске). Понимаешь, что уклады жизни, как способ выживания народов заключались не только в организации быта. Да, люди доводили до совершенства технику изготовления оружия, инструментов, украшений на доступном им уровне развития технологии, но, кроме этого, они также тщательно создавали модели религиозных, нравственных отношений с окружающей средой. И эта двухкомпонентные (из материального и духовного начал) системы мало, чем отличались от современной, а может даже превосходили их.

Вскоре трасса стала на порядок живописнее, постепенно дорогу начали обжимать сначала холмы, а потом и горы, а после Горно-Алтайска тракт окончательно превратилась в горный маршрут. Не смотря на конец сентября, осень ощущалась только по желтизне отдельных берез. Сам тракт приведен в порядок – хоть всего и две полосы, но везде нанесена разметка, установлены столбы со светоотражателями, ограждения на поворотах. Заправки, кафе, магазинчики иногда на каждом километре. В магазинах продаются персики и бананы – не очень понятно, для кого, т. к машин все-таки немного, 10-15 в одном направлении за час, половина - дальнобойщики.

В Горно-Алтайске к нам присоединился Дэвид. Точнее, он присоединился к ирландской группе Лебедя еще на арактайской тропе, когда Лебедь вел своих подопечных к Акему. Дэвид из Швейцарии, увлекается Чеховым, в России уже 4 месяца, объездил все «чеховские» места, имеет российскую визу до марта 2006 г. Он немного говорит по-русски, так как лет семь назад полгода стажировался в Киеве. Почему поехал на Алтай, а не на Сахалин (по следам Антон Палыча), объяснить не может. Ему за сорок, вид истощенный, заросший, все имущество помещается в маленьком рюкзачке, спального коврика нет, водки пьет мало, не храпит, с готовностью берется за любую работу – моет каны, собирает дрова, ходит за водой. Непрерывно фотографирует на небольшой цифровик. Будет пытаться проникнуть в Монголию вместе с нами, но без монгольской визы.

Ночуем в придорожной гостинице «Чуй-Озы» (7 км после Ини). Очень неплохие условия за 150 рублей в сутки, тут же есть кафе, в котором ужинаем, а утром завтракаем.

19.09.05 Утром чуть возвращаемся по трассе обратно к Ине, чтобы полюбоваться и сфотографировать место, где сливаются реки Чуя и Катунь (красивая панорама, неплохое место для ночевки), потом опять едем на юг и уже через 10 км смотрим петроглифы Калбак-Таша. Туристический сезон уже закончился, никого кроме нас нет, и деньги за просмотр никто не собирает. Камни просто все исписаны петроглифами.

19.09.2005

В музее в Горно-Алтайске мы задавали вопросы – кто, как и зачем наносил эти рисунки, что означают те или иные повторяющиеся сцены. Из ответов я сделал вывод, что археология в части описания психологии, мировоззрения, религии – это набор гипотез, тем более, когда речь касается периода 3000 – 4000 лет до н.э. Наверное, из-за этого эти петроглифы и привлекают внимание современных людей. Ты стоишь перед ними и раз за разом пытаешься понять мотивы автора, побудившие тратить его свои силы и время на их нанесение и ощущаешь, что в поисках разгадки проваливаешься в область, где нет ни одной опоры.

Следующая остановка – Белый Бом. Осень выжелтила до фломастерных оттенков тополя, которые свечками торчат из общей зеленой массы лесов, стали показываться далекие (пока еще) заснеженные вершины Чуйского хребта. Скалы вдоль трассы тоже высокие и отвесные. У дороги памятник. В гражданскую войну здесь «белые» устроили засаду, в бою захватили несколько «красных». Не поленились поднять их на высокую скалу, чтобы потом сбросить оттуда, связав попарно. Зачем такие сложности? Конечно, понимаешь, что страсти тогда горели нешуточные, но нашей логикой такие поступки (да и мотивы) уже не понять. А прошло-то меньше ста лет.

В поселке Акташ, следующем пункте нашего маршрута, в погранчасти оформляем пропуска в погранзону. Пропуск один на всех, пять строчек и список фамилий на четвертушке бумаги с печатью, но оформление заняло 4 часа, получаем его точно к окончанию рабочего дня – к 17 часов. По предыдущим отчетам некоторые группы эти пропуска не оформляли, но мы решили не рисковать, тем более что с нами иностранец. Встаем на ночевку в последнем лесном оазисе перед Чуйской степью в устье р. Тут Туерык. Речка, много дров (собирали сухие ветки лиственниц и плавник вдоль берега), чисто, красиво. В одном километре от стоянки на горе вышка мобильной связи, поэтому прием прекрасный. Единственный недостаток – это место облюбовали местные жители для ночных выездов на природу, поэтому можем посоветовать еще другое место - 104 км М52, это не совсем рядом, но там потише, правда, без мобильной связи. Коля пытается ловить рыбу, вылавливает за час трех хариусов 15-20 см, которых хватает на жиденькую уху для 7 человек.

20.09 Встреча с казахстанцами утром 23-го, поэтому едем смотреть на петроглифы в долину р. Елангаш (урочище Сарыкобу). Дороги не совсем безжизненные – за весь день навстречу нам попались несколько машин, не считая двух свежее разбитых брошенных возле дороги (восьмерка и Москвич-412). Вдоль дорог регулярно попадаются бутылки из-под водки, такое впечатление, что их выпивают прямо на ходу и выкидывают в окна. Первый раз встречаемся с «гребенкой». Это накатанные колесами поперечные волны на грунтовой дороге с частотой железнодорожных шпал. Мы можем ехать со скоростью не выше 40 км/час, тряска такая, что в салоне приходится говорить громко, чтобы быть услышанным.

Чуйская степь по одному из источников – дно древнего моря. Ее окружают со всех сторон цепи высоких гор, все это очень живописно, но сама степь достаточно монотонна. Эту монотонность сглаживают курганы, которых здесь множество. Раньше мы встретили 2-3 вдоль тракта, теперь можно говорить о россыпях и комплексах через 100-200 м по 5-6 рядом, в среднем курганы здесь диаметром 3-5 метров, высотой до метра. Съезжаем с дороги, и сразу скорость снижается до 10 км/час. Как экзотику фотографируем кучи кизяка, сложенные на просушку возле зимней стоянки. Зимние стоянки представляют собой небольшой сарай с плоской крышей, сложенный из жиденьких бревен и обмазанный глиной и крытого загона для скота. Для нас они представляют интерес в качестве ориентиров для привязки к местности к картам. Лебедь где-то достал подробные карты Алтая и Монголии, которые гордо называет «генштабовскими», с помощью которых пытается разгадать, где мы находимся – дело в том, что ориентиров на местности не так много – стоянки да курганы.

Курганы начинают попадаться уже более крупные, высотой до 2-х метров, диаметром 20 м, на квадратном основании. Лебедь говорит, что это тюркские захоронения. Только благодаря тому, что у Лебедя были карты 1:1 и GPS-приемник нам, наконец, удалось найти знаменитую долину. Здесь осмотр петроглифов (в отличие от Калбак-Таша) напоминал поиск грибов в ближайшем Подмосковье - 1 петроглиф на 10 минут ходьбы. Но, так как сама долина занимает площадь 17х3 км, вполне возможно, что их тут действительно обещанные 50000 шт. Нашли очень много изображений баранов, оленей, сцен охот и даже колесниц (колесницы достаточно редко встречаются на Алтае). Нашли петроглиф, изображающий человека пристроившегося сзади козы, держащего ее за круп одной рукой.

Ближе к вечеру на обратной дороге у чабана покупаем барашка за 1000 рублей и возвращаемся на место предыдущей ночевки. Коля режет и освежевывает несчастное животное, уже в темноте готовит кровяную колбасу и шашлык. К костру подходит сосед по стоянке. Это Эрик, он англичанин, путешествует на велосипеде. За две недели проехал от Новосибирска до Кош-Агача – всего 1200 км, теперь возвращается на родину. Предлагаем водки – отказывается, говорит, что за рулем не пьет. Ест с нами барана, общается с нашим Дэвидом.

21.09 Едем осматривать Тархатинский мегалитический комплекс. Он находится на расстоянии 25 км от Кош-Агача. Поселок Кош-Агач - это крупный районный центр с традиционным Лениным на площади у дома администрации. Есть еще несколько трех этажных административных зданий, а остальные строения – это одноэтажные деревянные, саманные и кирпичные дома с участками в 4-5 соток, огороженными высокими сплошными заборами (скорее всего, от ветра). Половина домов с двухскатными крышами, половина без крыш (мы даже сначала решили, что крыши снесло ветром и их не успели восстановить). Поселок без канализации и какой-либо зелени вообще, ветер поднимает по улицам белесую пыль. Один из вариантов перевода «кош агач» - последнее дерево. Убогий базарчик, на двух «центральных» улицах продуктовые магазины, столовые, аптеки, салон сотовой связи. Связь действительно есть. Практически на тракте не было никакой связи только от перевала Чикв-Томан до р. Тут Туерык.

Дорога выходит из города, опять ровнехонькая степь, опять «гребенка». Чтобы уменьшить тряску пытаемся ехать рядом с дорогой. Мегалитический комплекс меня ничем не поразил, наверное, из-за отсутствия признаков его искусственного происхождения. Ну да, лежат разного размера каменные глыбы (необработанные), вроде бы по кругу. По словам специалистов, камней таких пород ближе 5 км не найти. Да и вообще ближайший горный массив в 3-х километрах. Обещанные магнитные аномалии наши компасы не обнаружили, поэтому убедить себя в том, что это гениальное творение рук человеческих мне не удалось. Гораздо больше поразила канавка длиной метров 100, кривая, «штык на штык», параллельно дороге, в 300 м от комплекса на юго-запад. Выкопана недавно – ну, самое большее может быть 2-4 года назад. Но зачем? Грунт сильно каменистый, без кирки его не возьмешь, тем не менее, кто-то потратил, как минимум день, чтобы процарапать так степь.

Следующим пунктом маршрута был музей в с. Кокоря. Музей очень маленький, но некоторые экспонаты заставляют остановиться – голова гуннского воина, его лук, тщательно отделанные элементы лошадиной сбруи. Директор дал нам наводку на скопление курганов по долине реки Тюргунду. Мы не рискнули переправляться на машине вброд через речку, поэтому встали лагерем на этом берегу, запланировав на завтра радиалку по окрестностям.

22.09 Утром отправляемся осматривать окрестности, и переходим Тюргунду вброд. Речушка шириной метров двадцать, глубиной по колено, но ноги успевают занеметь до боли. Курганы, которые на карте показаны возле реки Юстыт мы не нашли, поэтому прошлись вверх по р. Тюргунду до большого лиственничного леса и залезли на пару горушек высотой примерно 2400 м. Сверху видимость 20-30 км.

Курганы (большей частью тюркские) и балабаны (каменные столбики) очень красиво раскиданы на террасах вдоль речки Тюргунду. Погода была чудесная, было жарко и можно было загорать. На террасах растет трава, по склонам тут и там летают кузнечики. Они замещают бабочек – развили в себе способность порхать и описывать сложные траектории, пролетая по 20-30 метров, при этом сильно стрекоча (наверное, от радости полета). Лебедь обнаружил сильное расхождение между координатами, которые дал его GPS-приемник и координатами «генштабовских» карт (это расхождение достигает 70 км). Кто врет, было непонятно – или GPS-приемник не был переведен в балтийскую систему, или карты специально искажены.

Впервые столкнулись с сурками и плодами их деятельности. Сурок по праву может считаться царем природы и венцом развития степной цивилизации. Он безусловный носитель культуры и победитель энтропии. Благодаря ему в степи есть хоть какая-то разумная организация жизни. В земле нарыты норы, рядам с ними высятся кучи выкинутого щебня и дерьма. Сурок – преобразователь и покоритель степи. Ну, типа как человек на Земле.

23.09 Возвращаемся в Кош-Агач, чтобы встретиться с ребятам из Казахстана. Они нас уже ждут. Оказывается, что Лебедь с ними знаком только по переписке. Андрей, Михаил и Алексей на двух машинах Mitsubishi Delika с надписью “ALTAI EXPEDITION Khayahstan-Russia-Mongolia”. Перебрасываем в них наши вещи из Колиной машины и мчимся в сторону границы – надо успеть ее пройти за сегодня. Заезжаем в новенький, «с иголочки» погранпост в Ташанте. Проходим оформление за 2,5 часа. Насчет Дэвида сказано, что его могут пропустить, а там сами разбирайтесь с монголами. Мобильная связь очень хорошая, но полностью глушиться – нельзя даже отправить SMS. Потом у перевала Дурбэт-Доба (через 15 км) минуем еще один российский погранпост, прощаемся с асфальтом, преодолеваем 10 км нейтрально-монгольской территории и подкатываем к монгольскому погранично-таможенному комплексу. Новенький, «с иголочки», копия нашего, только побольше. Ворота закрыты, никого, какой-то монгол издали машет нам руками. Обед? Паркуемся, на плитке кипятим воду, стелим на землю скатерть у дороги, устраиваем перекус. Минут через сорок к воротам подходит монгол и объясняет, что комплекс еще не работает. Собираемся, по склону горы объезжаем новостройку и становимся на оформление в очередь за четырьмя автомобилями. Все прохождение занимает 1,5 часа и порождает две проблемы – у Андрея из машины погранцы воруют фотоаппарат, а Дэвида не пускают в Монголию без визы. Через какое-то время мы находим «хелпера» - держателя столовой сразу за постом, который проводит с кем-то переговоры, в результате которых рождается коммерческое предложение выкупить фотоаппарат обратно за 150 долларов. Путем торга цена снижается до 80, и аппарат возвращается своему законному владельцу. С Дэвидом сложнее – сначала ждем начальника, потом тот созванивается с кем-то, через 2 часа выносится вердикт – без визы Дэвида в Монголию не пустят, а мы должны вернуть его туда, откуда взяли. Времени до наступления темноты остается совсем немного, поэтому отвозим Дэвида только до российского поста на перевале и оставляем его там, не смотря на бурные возражения пограничников – они хотят, чтобы мы отвезли его в Ташанту.

Подавляющее большинство населения северо-западной Монголии казахи, поэтому Андрей, который немного знает казахский, может с ними объясниться. Наш хелпер тоже на самом деле был казах, в его юрте-столовой мы, пока решался вопрос с фотоаппаратом и Дэвидом, поели мантов (60 руб. порция) и выпили баночного корейского пива (40 руб.). В юрте был рукомойник, но я не заметил, чтобы хозяева мыли руки между лепкой мантов и забрасыванием кизяка в печку.

Встаем на дорогу до Улгия. В 10 км от погранпоста – шлагбаум. С нас берут дорожный налог 6000 tg и 1500 tg с машины за проезд по дороге. Надо сказать, что подобные посты сбора денег мы встречали еще раз пять, как правило, возле мостов. Законность сборов нам казалась сомнительной, но т.к. суммы были незначительные – 200-400 tg, мы платили без споров.

Уже стемнело, когда доехали до Цагаан-Нура. По карте это большой поселок, в действительности на местности – развалины какого-то предприятия и двух десятков строений вокруг него. Смысла гнать ночью в Улгий никакого, поэтому проезжаем еще километров пять по дороге на Ногон-Нур и встаем на ночевку у склона горы в долине неизвестной пересохшей речушки напротив озера Адаг-Нур. Дров в окрестностях нет, нет даже травы – что-то непонятное растительное на поверхности каменистой почвы сбивается ногами с двух проходов. Готовим ужин на газовой плитке, на остатках взятой в России воды. Ночью очень светло – было почти полнолуние, облаков не было, и звезды как обычно в горах были яркие и крупные. Утром на улице термометр показал -6, в палатке +1.

На монгольской границе к нам присоединился Александр. Он путешествует один на мотоцикле. Ему 27 лет, он из Тольятти, едет до Улан-Батора. Увлекается путешествиями уже года четыре, самый большой пробег – от Акобы (Красное море) до оз. Байкал. Говорит, что по асфальту может в день делать до 1000 км, без асфальта – до 200 км. При всем его опыте Монголия чем-то удивила его, поэтому он решил не ехать до Улгия в одиночку (а ведь мог не ждать нас два часа на границе). Ужинает и ночует вместе с нами.

24.09.05 Утром обнаружили, что поселок Цаганнур все-таки существует. Те развалины, которые мы видели, оказались останками некогда могущественного «Скотоимпорта» – организации, собиравшей скот со всей Монголии для отправки его в СССР и страны СЭВ. Отъехав от поселка километров 15, увидели возле дороги маленькую палатку возле маленькой машинки и двух ребят, греющихся на солнце после ночевки. Это были англичане, которые обогнали нас на погранпосту вчера – участники акции “Save the children” www.drivetomongolia.org. Разговорились – они участвуют в автопробеге из 50 машин. Задача доехать до Улан-Батора, там продать машины и отдать деньги детям. У этих двоих праворульный английский автомобиль класса «Таврии». От увиденного мы обменялись мнениями а-ля Гоголь – а доедет ли эта бурбухайка, к примеру, до Улгея? Дорога грунтовая, точнее, дороги – когда колея разбивается, рядом прокладывается новая, в одном месте мы насчитали таких 20 полос. Монгольская автострада, понимаешь. К перевалам они, конечно, сливаются в одну. Километров за 20 от Улгея мы увидели строящуюся дорогу, а последние 500 м до Улгея проехали по асфальтовому покрытию. Приближения Улгея мы догадались по появлению сигнала мобильной связи в сотовых телефонах и взлетевшему самолету. В Улгее есть, как выяснилось, аэропорт. Улгей современный большой город. В нем кварталы саманных домовладений местами прореживаются улицами с 2х и 3х этажными особняками новых монголов. В городе есть театр, музей, центральный рынок, огромное количество гостиниц, по улицам ездят такси. Таксисты это мотоциклисты в оранжевых и желтых строительных касках. Канат, который оформлял нам приглашения для виз, оказывается, владеет крупным бизнесом

PPS. Продолжение следует.



Айкибудо и Тэнсин Седэн Катори Синто Рю
тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
© 2000 - 2022
 

[ Вход в почту ]