www.aikibudo.ru

тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
 
 Новости
 Библиотека
 Расписание занятий
 График семинаров
 Адреса клубов
 Техника
 Часто спрашивают...
 Ссылки
 Отчеты и фотографии
 ЖЖ-блог

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю

По материалам книги Отакэ Рисукэ 'Учение школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю'. Перевод на русский А. Горбылев. Размещено на сайте с разрешения А.Горбылева.

Опубликовано на сайте: 2005-08-18

Писменная клятва и обязательство перед высшим божеством верховному мастеру Иидзасе Сюриносукэ Ясусаде

  1. Настоящим документом я подтверждаю свое обязательство хранить в полном секрете все относящееся к школе Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, которая была передана нам Великим Божеством святилища Катори-дзингу, после того, как я стану ее членом.
  2. Я не буду столь дерзок, чтобы позволить себе обсуждать или демонстрировать свою боевую технику посторонним.
  3. Я никогда не буду участвовать ни в каких азартных играх или посещать кварталы с сомнительной репутацией.
  4. Я не буду принимать участие в поединках с последователями любых других воинских традиций, пока не получу сертификат о полном овладении искусством Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю.
  5. Я обязуюсь неукоснительно следовать вышеуказанным статьям. Если я нарушу любую из этих статей, пусть покарает меня божество Мариситэн. Настоящим документом я торжественно клянусь перед лицом Великого божества и подкрепляю свою клятву кровной печатью.

Общая информация

Школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю признана правительством Японии в качестве самой выдающейся воинской традиции Японии. В программу обучения этой школы входят иайдзюцу (искусство выхватывания меча с последующим ударом), кэндзюцу (искусство фехтования мечом), бодзюцу (искусство боя длинным шестом), нагинатадзюцу (искусство боя нагинатой), дзюдзюцу (искусство борьбы без оружия), содзюцу (искусство боя копьем), сюрикэндзюцу (искусство метания лезвий), ниндзюцу (искусство шпионажа), сэндзюцу (тактика) и тикудзёдзюцу (искусство фортификации). Однако, обучение по программе этой школы выходит за рамки названных дисциплин и включает также такие предметы как астрономия и география, основанные на китайской философии Инь и Ян. Некоторые из самых секретных разделов учения о фехтовании мечом (гокуи-кэн), включают фудоти-симмё-кэн, цубамэ-гаэси и некоторые другие.

Даже сегодня школа продолжает следовать строгому обычаю, согласно которому кандидат на обучение в рю должен совершить кэппан - написать и подписать собственной кровью клятву неукоснительно следовать политике школы. Благодаря этому, Тэнсин Седэн Катори Синто-рю сумела сохранить изначальное учение школы, ее дух и технику, на протяжении своего почти шестисотлетнего существования точно в таком же виде, как оно было передано основателем рю Иидзасой Тёисаем Иэнао. Когда Мастер Иидзаса Иэнао создал свою школу, он дал ей имя Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. Однако Мастера последующих поколений зачастую изменяли это название, в частности, Синрё Синто-рю, Катори Синто-рю, и т. д. В 1940 году 19-й патриарх школы и его наиболее выдающиеся последователи приняли решение официально утвердить в качестве названия рюха его изначальное имя - Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю.

В настоящее время семья Иидзаса проживает на расстоянии около 1 км к югу от храма Катори, где также расположен буддийский храм божеству Мариситэнсон (Марити-дэва), которое с древних времен было воинским божеством и божеством-хранителем рода Иидзаса.

В начале каждого года в день Овцы по старинному зодиаку начинается новый сезон тренировок по Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. В этот день все ученики и близкие собираются в додзё, чтобы вместе с семьей Иидзаса отпраздновать это событие. Они подносят патриарху 50 кусков соломенной веревки и 50 рисовых колобков, причем число 50 соответствует 50 наиболее выдающимся мастерам школы, включая и самого отца-основателя Господина Иэнао.

В апреле месяце 35 года периода Сева (1960) хэйхо школы Синто-рю было признано важнейшим культурным достоянием Японии, первым среди всех японских Будо.

Учение школы

Первое предложение в каталоге - мокуроку школы Синто-рю гласит: Хэйхо ('Учение о войне') является хэйхо ('Учение о мире'), и все мужчины должны знать хэйхо ('Учение о мире').

После поступления в школу и подписания клятвы собственной кровью (кэппан) от ученика ждут прилежания в тренировках в течение всей его жизни, так чтобы он стал и оставался достаточно сильным, чтобы сразить врага единственным ударом своего меча. Фехтовальщики Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю должны быть сильны телом, но также должны развить собственную ментальную силу до такой степени, чтобы никто не мог внушить им страх.

Изначально классическое будзюцу - это средство ведения боя, с помощью которого его представитель защищает себя или свою родину. Но в процессе беспрерывной тренировки ученик взращивает естественное, морально правильное состояние ума. Подлинное понимание хэйхо ('Учение о мире') постигается только после достаточной долгой и суровой тренировки.

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю запрещает своим фехтовальщикам вступать в бой по личным причинам. Это запрещение поединков, принимает во внимание тот факт, что настоящий бой - это вопрос жизни и смерти, и неизбежно, по крайней мере, один из участников погибает в нем. Поэтому Мастера Катори Синто-рю говорят, что соревнование - сиай равнозначно встрече со смертью - сини-ай.

Для тех людей, кто ищет испытания в реальном бою, Мастер Иидзаса оставил тайное учение, которое он называл 'Кумадзаса-но осиэ' - 'Учение мелкого бамбука'.

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю не имеет никакой системы рангов для своих представителей, которые бы присваивались на основе результатов искусственного поединка. Не проводит она и чемпионатов, поскольку последние, полностью отсутствовали в классической методике воинского обучения. От учителей и учеников же требуется только посвящать себя тренировкам и помогать друг другу. Однако, в процессе тренировки, принимая во внимание такой фактор, как умственная зрелость, ученику может быть присвоен сертификат - 'мокуроку', подтверждающий его достижения, и гораздо позже, если тренирующийся достигнет определенной степени технического совершенства, сертификат - 'мэнкё'.

Далее в Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю имеется 'гокуи-кайдэн', высший сертификат школы, но минимальным требованием для его получения является достижение претендентом возраста 42 лет.

Наличие сотен и тысяч последователей в любой школе делает невозможным, чтобы инструкторы могли уделить индивидуальное внимание каждому ученику. Поэтому Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю не заботится о числе учеников в своих списках. Это одно из главнейших различий между классическими ценностями и современными идеями будо.

С самого раннего времени своего существования учение Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю не было исключительной монополией военного класса букэ. Представители всех социальных групп - от крестьянина до торговца - имели возможность обучаться в ее додзё. Политика школы в этом плане такова: преследовать не тех, кто пришел учиться, но тех, кто не тренируется.

Если дух скромности (смирения), который является существенной частью бусидо, исчезает из обучения классическим воинским искусствам, они превращаются в обычные системы насилия.

Истинно классическое изучение воинских искусств (будзюцу и будо) идет рука об руку с человечным поведением и включает в себя глубокое развитие чувств морали в его представителях. Следует сражаться и побеждать не в битве на физическом уровне. Истинная победа заключается в том, чтобы быть способным достичь победы, не прибегая к бою. В этом заключается концепция ва - мира, гармонии, согласия; которое является высшей целью, воплощенной в хэй-хо - 'Учении о мире' (гармонии, согласии). В буддийской сутре 'Дзуй-бонно-кё' читаем: 'Враждебность не может быть преодолена при помощи враждебности, но враждебность может быть преодолена при помощи дружелюбия, и это - закон всех времен'.

История храма Катори

Школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю тесно связана с храмом Катори. И об этом нужно рассказать подробнее. Прежде всего, несколько слов о происхождении храма. Катори-дзингу (святилище Катори), посвященное богу Фуцунуси-но Микото, и расположенное в местечке Катори города Савара, что в префектуре Тиба, является важным центром религии Синто. Катори-дзингу

По легенде, Фуцунуси-но Микото сыграл большую роль в установлении мира в древней Японии, установив в ней власть Ниниги-но Микото, внука богини солнца Аматэрасу Оомиками и предка императорского рода Японии. Святилище Катори было воздвигнуто в честь Фуцунуси-но Микото, который стал почитаться как божество-хранитель государственной безопасности, промышленного развития и воинской доблести. По традиционной версии Катори-дзингу было построено в 18 год правления первого императора Японии Дзимму (т. е. в 642 г. до н. э.).

Катори-дзингу

Каждые 20 лет святилище перестраивалось в соответствии с синтоистским обрядом. Кроме того в него регулярно направлялись императорские посланцы. Все это прекрасно демонстрирует высокое значение храма Катори для Японского государства. В действительности, древние считали, что Катори-дзингу уступает по значению только знаменитому святилищу в Исэ Исэ-дзингу, главному храму богини солнца Аматэрасу. В стародавние времена только трем синтоистским храмам в Японии - Исэ, Катори и Касима - было разрешено использовать в своих названиях слово 'дзингу', что означает 'святилище'. Таким образом, японцы традиционно высоко чтили храм Катори, и по всей стране распространились более мелкие святилища, посвященные божеству Фуцунуси-но микото. Таких храмов ныне насчитывается около 2300, и они включают великие храмы Касуга в Наре и Сиогама в префектуре Мияги. Среди бугэйся существовал обычай совершать паломничество в храм Катори в поисках божественного вдохновления и помощи со стороны Фуцунуси-но микото для того, чтобы достичь большего мастерства в занятиях воинскими искусствами.

В каждом классическом додзё бугэй по всей Японии существуя обычай воздвигать синтоистский алтарь, посвященный божествам храмов Катори и Касима, которых они почитают как своих верховных богов и хранителей воинской доблести.

В период Мэйдзи (1868-1912) Катори-дзингу получало поддержку со стороны государства как храм первого класса и позже превратилось в одно из наиболее важных святилищ, в которых императорские чиновники собирались на религиозные церемонии в поддержку храмовых фестивалей, проводившихся с санкции императорского двора.

Катори-дзингу

Даже в настоящее время 14 апреля каждого года с санкции императора в святилище Катори проходит ежегодное празднество. В этот день в храме выставляются специальные шесты со свисающими с них сложенными особым образом полосками бумаги, которые называются гохэй и являются подношением богам в Синтоизме, после чего объявляется о присутствии в святилище ками. Еще одно празднество, дзинко-сай, проходит в течение двух дней один раз в 12 лет в год Коня по древнему зодиаку. На этом грандиозном событии всегда присутствуют посланцы императора. Говорят, что прототипом этого праздника послужило паломничество Фуцунуси-но микото в восточные провинции. Этот ритуал очень сложен и проходит частью на земле, частью на воде. И все присутствующие соединяются духом в восхвалении деяний божества.

Генеалогия патриархов школы

В те времена, когда Иидзаса Тёисай Иэнао основал Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, существовал обычай наследования титула патриарха школы старшим сыном в семье Иидзаса. Существовал также обычай, что школа никогда не должна служить ни одному даймё, вне зависимости от того, как много он был готов заплатить. В настоящее время почетным главой школы в двадцатом поколении является Иидзаса Сюриносукэ Ясусада, а непрерывная генеалогия Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю выглядит следующим образом:

  • 1 патриарх - Иидзаса Тёисай Иэнао (Ига-но Ками)
  • 2 патриарх - Иидзаса Вакаса-но Ками Моритика
  • 3 патриарх - Иидзаса Вакаса-но Ками Моринобу
  • 4 патриарх - Иидзаса Ямасиро-но Ками Морицуна
  • 5 патриарх - Иидзаса Саэмоннодзё Морихидэ
  • 6 патриарх - Иидзаса Ои-но Ками Морисигэ
  • 7 патриарх - Нидзаса Сюриносукэ Моринобу
  • 8 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Моринага
  • 9 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Морихиса
  • 10 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Морисада
  • 11 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Морисигэ
  • 12 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Морицугу
  • 13 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Морикиё
  • 14 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Нагатэру
  • 15 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Моритзру
  • 16 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Морисигэ (Канрокусай)
  • 17 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Морифуса
  • 18 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Морисада
  • 19 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Канэдзиро
  • 20 патриарх - Иидзаса Сюриносукэ Ясусада

Выдающиеся фехтовальщики школы

Нет конца списку выдающихся мастеров фехтования на мечах, связанных с Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. Такие фехтовальщики как Камиидзуми Исэ-но Ками Нобуцуна, основатель Синкагэ-рю, Цукахара Тоса-но Ками и Цукахара Бокудэн, являющиеся представителями линиии Касима Синдэн, Мацумото Бидзэн-но Ками и Мороока Иппасай являются лишь наиболее яркими примерами. Среди учеников Иидзасы Морицуны, четвёртого патриарха школы, был Такэнака Ханбэй Сигэхару, который прославился как наставник Тоётоми Хидэёси (1535-1598) в военной стратегии. Катакура Кодзюро Муранори и Куросава Гэнситиро были вассалами знаменитой семьи Датэ, а Накадаи Синтаро, Мацумото Наоитиро и Иба Гунбэй были вассалами сёгуна Токугава. Эти и другие имена возглавляют список наставников фехтования Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, служивших в разных частях Японии.

Традиции вышедшие из Катори Синто-рю

Из Катори Синто-рю берут начало следующие школы боевых искусств:
  • Синкагэ-рю
  • Тодэн-рю
  • Касима Синто-рю
  • Иппа-рю
  • Ко-рю
  • Сигэн-рю
  • Син Кэйто-рю
  • Рюго-рю синто Иссин-рю
  • Синто Муссо-рю

Список заимствован из книги 'Наследие древнего японского Будо', изданной Ассоциацией для его продвижения, написанной Каэсабуро Каваути в 1954 году. Иидзаса Сюриносукэ Морисада, 18-ый патриарх школы Катори Синто-рю, учился мастерству у своего отца, и сам передал его преемникам без малейших искажений. Он скончался в возрасте пятидесяти девяти лет в эпоху Мэйдзи. Его лучшему ученику Эийкан Ямагути выпала роль передать последующим поколениям традиции школы в их неизменном виде. Сэнсэй Ямагути входил в число ближайших учеников Морисады, Его дело было продолжено учениками. Самые знаменитые среди них сэнсэи: Томаи, Сиина, Каяси, Сугино.



Айкибудо и Тэнсин Седэн Катори Синто Рю
тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
© 2000 - 2022
 

[ Вход в почту ]