«Соберись, уставший воин!»
Морозова Светлана
Опубликовано на сайте: 2013-03-25
Я тренирую детей разного возраста. Малыши приходят с мамочками, вначале пугаются, плачут… потом втягиваются и уходить не хотят. Как тренеру, приходится их и утешать и ругать. Главное, найти подход к каждому.
Мой первый тренер постоянно говорил мне разные слова, после которых хотелось встать, бежать, побеждать и таким образом показать свою любовь к нему. А слова были простые. Вместо нашего распространенного «Соберись, тряпка!», он говорил «Соберись, уставший воин!» О, как я гордилась, когда ко мне так обращались.
В моем зале висят некоторые высказывания, которые помогают детям собраться. Например такие: «Включай голову во все, что делаешь или только собираешься делать».
Ко мне ходят самбисты, которые готовятся к соревнованиям. Им уже привычно слышать фразу «В жизни больше сдавшихся, чем проигравших» А для настроя на соревнования мы взяли такой слоган: «Эх, повеселюсь!» (заимствовали его у олимпийской чемпионки, но он полностью отражает и мой внутренний настрой).
Также, с таким настроем проходят все наши показательные. Правда к экзаменам это не подходит. После зачетов тут же дети опускаются на землю фразой «Нельзя победить раз и навсегда. Побеждать нужно ежедневно» Чтоб не зазнавались и не хвастались перед новичками. А лодыри обычно читают на стене «Потом» ведет в «никуда».
Дети маленькие, чего-то не понимают, но все откладывается у них, дисциплина улучшается. Даже внутреннее восприятие и мышление меняются.
Во время тренировки, когда дети сачкуют, или нехотя что-то делают, или наоборот, плачут, что ничего не получается (особенно девочки) — им в напутствие слышится от тренера: «Либо вы верите, что можете, либо вы ничего не можете». Тоже самое озвучивается и на тренировках у взрослых. Им это помогает. Реально помогает, когда на 150-м разу качания пресса, тренер не перестает тренироваться в счете по-японски.
Высказываний и напутствий разных много — это лишь часть из них для настройки спортсменов любого возраста. Но главное, тренер должен уметь ГОВОРИТЬ, ПООЩРЯТЬ, контролировать себя, создавать возможность к успеху и помогать ставить цели. Ведь на него смотрят детишки (подростки, взрослые), внимают каждое его слово, верят ему.
Еще один маленький секрет. Маленькие детки очень любят рассказывать про себя и свою семью. Иногда это полезно. Мы играем с ним во взрослых иногда. Занятие у нас пассивное, но очень важное. Дети рассказывают о себе (с точки зрения бойца или видения себя в спорте), какие они сейчас. Затем мы начинаем рисовать или писать, как себя видим (фиксируем восприятие). Оцениваем его «состояние бойца» на сегодняшний день и проводим дискуссию. Если согласен, то вперед работать! А через какое-то время смотрим на результат «было-стало». Детям очень нравится. Они чувствуют себя важными, умными и тоже участниками процесса. И звонят по телефону, если, например, заболели и не могут прийти «реализовывать наш проект». Тут важно, что ОНИ САМИ звонят, А НЕ РОДИТЕЛИ. Сами отвечают за свои действия, а не родители за них делают эту простую, но очень важную работу для их развития, взросления, понимания ответственности и дисциплины.
Морозова Светлана
Москва, март 2013 г.
[ Написать комментарий к статье ]
|