www.aikibudo.ru

тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
 
 Новости
 Расписание занятий
 График семинаров
 Истоки школы
 Адреса клубов
 Техника
 Часто спрашивают...
 Ссылки
 Отчеты и фотографии
 ЖЖ-блог

Кен-дзюцу: Омотэ но тачи

Автор: Евдокимов Антон
Фото: Чумакова Любовь

Опубликовано на сайте: 2011-05-26

В апреле 2011 года в Москве Международном семинаре по Айкибудо и Катори Синто рю, по просьбе О-сенсея Алана Флоке (Alan Floquet), были продемонстрированы ката кен-дзюцу из раздела Омотэ но тачи в доспехах.

..
О-сенсей Алан Флоке (Alan Floquet)
Омотэ но тачи (Открытый раздел техники меча) состоит из 4-х ката:

    Ицуцу но тачи — Пять техник меча;
    Нанацу но тачи — Семь техник меча;
    Казуми но тачи — Божественный собор;
    Хака но тачи — Восемь божеств.

Омотэ но тачи — первый и основной раздел техники меча в школе Тенсин Сёдэн Катори Синто рю. Эта техника подразумевала наличие доспехов у самураев. Поэтому, при выполнении ката в разделе Омотэ необходимо учитывать некоторые нюансы и детали. И чтобы лучше в них разобраться, были использованы макеты самурайских доспехов.

..

Часть первая: Доспехи

Существовало множество разновидностей самурайских доспехов.

..
О-ёрой (Такеды Сингена)
..
До-мару (доспехи пешего воина)

Доспех «О-ёрой»

О-ёрой Буквально большой доспех самый классический доспех, носившийся и в более позднее время как знак престижа, имевший ламеллярную конструкцию. Высшим шиком считалось носить подлинный фамильный доспех, сохранившийся с эпохи гэмпэй и участвовавший в каком-либо знаменитом сражении этой эпохи, подобные легендарные (и антикварные одновременно) доспехи в рабочем состоянии стоили баснословно дорого (правда, с появлением огнестрельного оружия эти доспехи из боевых превратились в парадные).

..

>О-ёрой, Большой классический доспех
Доспех О-ёрой

Характерной особенностью этих доспехов были огромные наплечники о-содэ, превратившиеся в более поздние эпохи в аналог генеральских погон и носившиеся с доспехами других конструкций как символ высокого статуса их носителя.

Наплечники о-содэ
Наплечники о-содэ

Данный доспех был предназначен прежде всего для конного лучника: при стрельбе из лука наплечники съезжали назад, не мешая стрелять, а при опускании рук — съезжали обратно, закрывая руки (для сравнения: европейские наплечники настолько мешали стрельбе, что даже те из английских лучников, которые могли позволить себе хороший доспех, никогда не носили наплечников).

Кроме того, грудь доспеха прикрывалась лакированной кожаной пластиной (выглядящей как кираса), предназначенной для того, чтобы тетива лука не цеплялась за плетение ламелляра.

Лакированная кожанная пластина прикрывает грудь доспеха
Лакированная кожанная пластина прикрывает грудь доспеха

Другой отличительной особенностью этого ламелляра было предельно жёсткое плетение пластин: настолько жёсткое, что если для неяпонских ламелляров была характерна гибкость, то о-ёрой отличался отсутствием гибкости, в связи с чем защита корпуса чётко делилась на четыре несгибаемые части: нагрудник, наспинник и две боковые части, одна из которых (на правый бок) была отдельной.

Для шлемов было характерно наличие специальных отворотов назатыльника (шедшего полукругом и закрывавшего не только затылок), предназначенных для защиты лица от стрел сбоку.

..

Неотъемлемым атрибутом о-ёрой (и конного самурая вообще) была специальная накидка — хоро, крепившаяся к шлему и на пояснице, предназначенная для снижения импульса стрел, пущенных в спину. Накидка развевалась на скаку подобно парусу, и стрелы, попав в неё, долетали до основной брони ослабленными.

Начиная с XIII века (в период отсутствия войн) о-ёрой стали делать из очень мелких пластин. Доспех из очень мелких пластин стоил существенно дороже, чем из более крупных (за исключением фамильных реликивий из крупных пластин, хранившихся ещё с эпохи гэмпэй и считавшихся бесценными).

Доспех «До-мару»

До-мару. Буквально «вокруг тела» — ламеллярный доспех, который, в отличие от о-ёрои, предназначен для пешего боя и самостоятельного надевания (без помощи слуг), так как изначально носился слугами, сопровождавшими конного буси в бой пешком. Но после появления пеших буси — стал носиться и ими.

..

К отличительным особенностям до-мару, относились менее жёсткое плетение, застёгивание на правом боку (без дополнительной отдельной части на правый бок), минимальные наплечники — гёё, более простое плетение ламелляра и удобная для бега юбка из большего количества секций.

..

При этом буси, носившие до-мару, желая подчеркнуть свой статус, надевали к ним большие наплечники — о-содэ (от доспеха о-ёрои), а минимальные наплечники — гёё — сдвигали так, что они прикрывали подмышки спереди.

Доспех «Мару-до-ёрой»

Мару-до-ёрой — гибрид о-ёрой и до-мару, с большими наплечниками, лакированной кожаной нагрудной пластиной и прочей атрибутикой о-ёрои, но более практичный для пешего боя.

.. ..
Доспех «Мару-до-ёрой»

Часть вторая: Стойки и перемещения

Во время выполнения техник Омотэ но тачи очень важно соблюдать чёткость стоек и правильность и своевременность перемещений. В них содержатся базовые принципы работы с мечом.

Иногда кажется, что при выполнении ката некоторые движения и стойки нелогичны. Но в доспехах становится понятно, почему техника выполняется таким образом: из-за большого веса доспехи увеличивают нагрузку на тело и сковывают движения. Эти условия влияют на технику.

Хотя в наше время не носят доспехи, важно выполнять технику в том виде, в котором она дошла до наших дней. Это неотъемлемая часть передачи традиции школы.

Изучая технику не в облегченном, комфортном режиме, а в непривычных сложных условиях, можно открыть для себя новые аспекты техники и увеличить свой собственный потенциал возможностей. «Тяжело в учении, легко в бою» (А.В. Суворов). Усложняя условия и намеренно создавая себе трудности на тренировках, можно в будущем облегчить себе жизнь.

В древние времена доспехи надевали на войну. В них не ходили и не тренировались каждый день. Процесс обучения проходил также, как и сегодня: ученики занимались в кейкоги с деревянными мечами. Но, благодаря тому, что они добросовестно и упорно изучали технику в традиционном виде, это позволяло им достигать высокого уровня знаний и быть в постоянной готовности к бою.

По прошествии долгих лет тренировок, некоторые ученики школы Тенсин Сёдэн Катори Синто рю создавали свои школы будо. И так как их видение техники отличалось от традиционного Катори, они давали своим школам другие названия, тогда как традиционное Катори сохраняло свои корни и в этом виде дошло до наших дней.

В наши дни процесс обмена и передачи информации происходит гораздо быстрее, чем в прошлом (благодаря современным средствам связи и транспорта).

И из-за того, что люди в относительно короткий промежуток времени могут получить разнообразную информацию из различных источников и от разных людей, от избытка знаний иногда хочется что-то усовершенствовать или привнести новое в традиционную технику.

Но это может помешать развитию, потому что дополнительная информация нужна для расширения кругозора, но никак не для изменения базовых основ.

Необходимо углубляться в основы и искать понимание традиционной техники. Для этого иногда полезно надевать доспехи.

..

..

..

Часть третья: Тактика и техника

При выполнении техники нужно понимать её смысл. В Катори Синто рю нет защитных движений, есть атаки и контратаки. Каждая атака и контратака означает, что должна быть поражена какая-то цель. В доспехах эти цели ограничены. Поэтому в Омотэ но тачи важно четко, с пониманием наносить атаки в незащищенные, открытые места.

После демонстрации Омотэ но тачи, О-сенсей продемонстрировал и объяснил некоторые возможные варианты исполнения техник.

На начальном этапе (до 1-го дана) изучения ката Омотэ но тачи важно: детально изучить технику, найти её сильные и слабые стороны, научиться поражать уязвимые места, наносить сильные и точные атаки, отработать основной технический арсенал.

Всё это входит в роль Кири Коми в первых четырёх ката.

До гири
.. ..
О гасуми
.. ..
Котэ гири
.. ..
Йоко мен учи
.. ..
Котэ агэ
.. ..
Кеса гири
.. ..

В дальнейшем (после 1-го дана) нужно изучать технику контроля и сопровождения. Это уже роль Уке Дачи.

Чтобы победить противника (это возможно сделать не только путём его физического поражения), можно взять его под контроль и управлять им.

..

Для этого не надо искать отдельные открытые места и части тела. Необходимо контролировать всё тело противника целиком и каждое его движение.

..

Например, один из способов управлять противником - это провоцировать его атаки, тем самым предугадывать и предвидеть его дальнейшие движения и намерения.

..

Роль Уке Дачи подразумевает более высокий уровень, чем роль Кири Коми. И чтобы учитель смог обучить ученика, ему надо направлять его.

Заключение

Процесс изучения Тенсин Сёден Катори Синто рю может занять всю жизнь. И, независимо от того, сколько каждый из нас пройдёт по этому пути, мы все делаем вклад в существование и развитие школы, хотим мы этого или нет.

Важно соблюдать традиции и помнить и уважать тех, кто дал нам возможность встать на этот Путь.

Paul Patrick Harmant, Alan Floquet
На фото слева направо: Михайлова Вера, Сэнсэй Поль Патрик Арман (Paul Patrick Harmant), О-Сэнсей Алан Флоке (Alan Floquet), Евдокимов Антон


Евдокимов Антон (Межрегиональная Федерация Айкибудо)


Айкибудо и Тэнсин Седэн Катори Синто Рю
тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
© 2000 - 2022
 

[ Вход в почту ]