www.aikibudo.ru

тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
 
 Новости
 Расписание занятий
 График семинаров
 Истоки школы
 Адреса клубов
 Техника
 Часто спрашивают...
 Ссылки
 Отчеты и фотографии
 ЖЖ-блог

Учитель Хатакэяма Горо ушел в Страну Ками. Мата аймасё, сэнсэй.

Содрицов Ярослав

Опубликовано на сайте: 2009-12-15

Учитель Хатакэяма Горо ушел в Страну Ками.

Этот добрый человек, великий мастер, обладатель степени Мэнкё Кайдэн школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю внес большой вклад в распространение по миру древнего учения, переданного божествами первому Патриарху школы Иидзаса Чёйсай (Тёйсай). Как истинный будодзин (человек будо) он много сделал для того, чтобы школа была адаптирована к изменяющимся внешним условиям. Ибо многие пытаются сохранить форму, теряя при этом суть. Этот человек вел простой, практически монашеский образ жизни, питался простой похлебкой, практиковал дзадзэн с монахами в храме Энгакудзи (направление Риндзай) в течение очень долгого периода физической жизни. Стоит только посмотреть во скольких странах он посеял зерно истины, продолжая дело своего учителя Сугино Йошио: Япония, Франция, Италия, Россия, Польша, Чехия, Швейцария, Бельгия, Голландия, Канада. Истинно, это верный апостол школы, Бодхисаттва, увидевший свет и показавший его другим.

Пришел в этот мир учитель в 1928 году. С 15 лет в 1943 году (разгар Второй Мировой войны) он пошел в Кайгун (Военно-морской флот). На флоте в то время было принято практиковать кэндо и дзюдо для поддержания боевой формы военнослужащих. Как раз в это время начинают создаваться первые отряды камикадзэ (сначала это были летчики военно-морской авиации). Сейчас существует достаточно военной кинохроники, чтобы представить, что видел 15 летний мальчик. Затем были Хиросима и Нагасаки. Потом была безоговорочная капитуляция (фактически многие расценили ее тогда как предательство императора по отношению к собственным подданным). Сэнсэй часто говорил, что умер в 1945-м. Перелом в жизни произошел при встрече с Сугино Ёшио, который еще до войны являлся одним из старших учеников школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Он вернул смысл жизни будущему мастеру. Через 25 лет тренировок, сэнсэй Сугино показал уровень знаний мастера Хатакэяма другим ученикам, выдав ему Мэнкё Кайдэн.

Несколько ответов учителя на заданные ему вопросы (в разные годы от разных учеников).

1. Сэнсэй, до Катори Вы занимались кэндо, почему в последствии вы сделали выбор в пользу Катори?

Катори это один из самых древних видов искусства будо. Это основа всех видов будо, которые появились позже, в том числе и кэндо. Сложно постигнуть производные, не постигнув основы.

2. Сэнсэй, что Вы думаете о различных видах оружия в Катори, есть ли у Вас предпочтения?

- Предпочтений нет, да и быть не может. Да, в Катори используются определенные виды оружия для закрепления основных навыков, но в конечном итоге оружием является все, включая собственное тело.

3. Как Вы относитесь к Миямото Мусаси и образу его жизни?

Не знаю, существовал ли реально такой человек. Если да, то думаю, что он не так часто вступал в поединки, поскольку прожил долго. Ни один воин, который участвует в реальных схватках, долго не живет. Если бы он всех подряд вызывал, его бы порезали на куски. Видимо не всех вызывал, а только выборочно. Скорее всего, этот персонаж стал популярным именно благодаря книге и последующим экранизациям. Я склонен воспринимать его как художественный образ.

4. Кого обучали «катори», это искусство культивировалось, в каком-то роду, сословии?

Нет. Катори мог заниматься любой человек, вне зависимости от сословия или принадлежности какому-либо роду. Хотя роль главы школы по традиции передавалась в одном роду – роду Иидзаса. Старшему сыну и нескольким выдающимся ученикам по мере достижения необходимого уровня учитель передавал знание школы. После его смерти сын наследовал школу, а выдающиеся ученики, чаще всего основывали свои направления, которые позже оформлялись в отдельные школы, многие из которых, также стали очень известными.

5. Эффективность техники подразумевает ее подстройку и изменение в зависимости от ситуации. Школа Катори Синто Рю очень древняя. Что можно назвать классикой школы?  Что есть канон, что есть база?

В боевых искусствах эффективность техники является единственным критерием ее правильности. Именно поэтому техника меняется со временем, подстраиваясь под новые условия и уклад жизни, поскольку для техники как таковой нет ничего важнее эффективности. Какой смысл тренировать технику, например, меча, подразумевая что вы в тяжелых доспехах и ваш противник тоже, если этих доспехов уже не существует? С исторической или культурной точек зрения это интересно, но к боевому искусству это не относится. Когда-то во времена междоусобных войн, тяжелые доспехи были повседневными для самурая, техника фехтования была соответствующей, меч был прямой, поскольку техника была в основном колющая. Это была техника того времени. Затем в Японии воцаряется мир, самураи отказываются от тяжелых доспехов, меч меняет свою форму. Естественно и техника меняется. Сейчас по идее и меч не нужен. Что же осталось от традиции, спросите вы. Берусь утверждать, что кое-что осталось. Да, много утеряно, и скоро возможно совсем исчезнет, но причины здесь не в технике. На самом деле никакого парадокса нет – техника меняется, а традиция остается, во всяком случае, пока школа жива. Попробуйте ответить сами, что такое традиция. Что же касается технического канона Катори – это раздел Омотэ. В нем есть все, только практиковать его надо осмысленно. Любой мастер постоянно возвращается к Омотэ – это и есть база. Не стоит путать технику со школой, а традицию с каноном.

6. Что такое школа?

Школа боевого искусства это, не набор неизменных техник, а отшлифованный временем способ выработки навыков и постижения знания. Это не само знание и не сама техника – это только способ. Знание изначально непередаваемо. Каждый должен сам его постигнуть.

Вот еще несколько мыслей учителя Хатакэяма.

  • Когда появляется возможность оценить – это спорт, а не будо.
  • Оценка – способ развития комплекса неполноценности в любую сторону.
  • Пока нет реального страха – нет реальной работы.
  • Задача уйти от страха в процессе тренировок.
  • Понятие будо у японцев и европейцев разное.
  • Катори для осознания гармонии. Два хейхо в катори от мира к войне и от войны к миру.
  • Работа «меч в меч» в ката – да, в уме - нет, жизнь есть жизнь.
  • Надо много кэйко.
  • Медленно и точно много кэйко.
  • Не то делаешь, когда быстро. Тренировка не в быстроте. А в реакции на действие противника.
  • Сила уйдет, останется техника.
  • Работа с несколькими аппонентами – хаппокэн (8 мечей). База одна и та же. Нет разницы для работы с несколькими партнерами. База одна и та же.
  • С мечами никто сломя голову не лез друг на друга, а то отрубят чего-нибудь.
  • Нет уке (груши) в катори, а есть учитель и ученик.
  • Техника катори вообще не предполагает защиты.
  • То, что я показываю и есть поединок. Если будет вольный поединок, не будет прогресса в технике и дзэне. Течение – нет остановки сознания, как в поединке, когда думаешь о конкретной связке. Все проистекает само собой в ответ на действие противника.
  • Самое интересное и тяжелое в обучении – ждать.

    Мата аймасё, сэнсэй.


    Фотографии сэнсэя, сделанные в разные годы.

    Фото 1.

    Фото 2.

    Фото 3.

    Фото 4.

    Фото 5.

    Фото 6.

    Фото 7.

    Фото 8.

    Фото 9.

    Фото 10.

    Фото 11.

    Фото 12.

    Фото 13.

    Фото 14.

    Фото 15.
    Каллиграфия Горо Хатакэяма - РОССИЯ ЯПОНИЯ - ДРУЖБА

    Фото 16.


    Все, кто лично знал учителя могут отправить свои воспоминания о нем на почту o@aikibudo.ru


Айкибудо и Тэнсин Седэн Катори Синто Рю
тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
© 2000 - 2022
 

[ Вход в почту ]