www.aikibudo.ru

тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
 
 Новости
 Расписание занятий
 График семинаров
 Истоки школы
 Адреса клубов
 Техника
 Часто спрашивают...
 Ссылки
 Отчеты и фотографии
 ЖЖ-блог

Часть первая. Техника и мысли Мочидзуки Минору.

Опубликовано на сайте: 2009-04-14

Друзья! Беспредельно рад представить вам эту статью. Она была напечатана в журнале айкиньюс №138 осень 2003 год. Журнал любезно предоставлен Ёсида сэнсэем (глава Ёсэйкан айкибудо в настоящее время и прямой ученик Мочидзуки Минору сэнсэя и Хатакэяма Горо сэнсэя, добрый друг Флокэ Алана сэнсэя). Фотоотчет о наших тренировках в Ёсэйкане Вы можете посмотреть в разделе фотоотчетов («поездка в Японию в январе 2008» будет опубликована в ближайшие дни). Будьте внимательны при чтении – много мудрых мыслей. Хорошо, если бы вы перечитывали её каждый год – ибо уровень осознания и восприятия меняется вместе с вашим ростом. Искренне благодарю моего хорошего друга и учителя Кояму Такаси сэнсэя , который перевёл статью с японского. Она будет полезна не только адептам айкибудо, но и представителям многих других будо – для всех тех людей, кто ищет гармонию в жизни через занятия будо. Также приведен текст оригинала на японском, где вы можете увидеть фотографии.

С уважением,
Содрицов Ярослав

Часть первая. Техника и мысли Мочидзуки Минору. Автор: Стэнли Планин (Stanley Pranin)

1. Человеческая жизнь будо Сихана Мочидзуки.

Детство и юность.

Родился в городе Сидзуока в 1907 году (40-й год эпохи Мейдзи). Первый опыт боевого искусства он получил в 5 лет, когда занимался дзюдо. После этого он занимался различными боевыми искусствами: кендо, дзю-дзюцу «Гёкусинрю». Мочидзуки включил в свое будо факторы разнообразных боевых искусств. Можно сказать, что это частично было уже в детстве. «Человек, который проживал сразу рядом с домом старшей сестры, был учитель Осима Сандзюро, который занимался древним дзю-дзюцу «Гёкусинрю». Этот учитель огорчался, что древнее дзю-дзюцу быстро исчезает и попросил меня, чтобы я обязательно изучал дзю-дзюцу. Я не только не платил месячную плату, но и учитель еще угощал меня. Слова, сказанные учителем до сих пор в моей голове. «Если говорить о Гёку (шаре), то он вращается, как бы его не бить, то он все равно вращается. Если освоить сердце шарика, сердце школы Гёкусин-рю, то на свете проблем не будет.» После 50 лет я стал понимать сердце Гёкусин-рю.»

* * *

«В песне Гёкусин-рю написано: «Если душа и сердце станут сердцем шарика, то на свете не будет врагов.» Если сделать тело как шар, то станешь круглым, то это получается техника «сутэми». Значит, это объяснение техники «сутэми». В Уэсиба додзе нет техники «сутэми». Моя техника «сутэми» -это влияние Гёкусин-рю от полученного диплома в 14-м году эпохи Тайсё».

(Конференция 1982 года)

* * *

В 1926 году девятнадцатилетний Мочидзуки поступил в кодокан и меньше чем за 2 года достиг 3-го дана. Тогда это было беспрециндентным случаем.

Следующий эпизод связан со встречей Мифунэ Хисадзо, 10 дан, во время зимней тренировки в кодокан.

«Меня приютила старшая сестра в префектуре Канагава городе Цуруми. И каждый день я ездил на электричке в кодокан. Однако, зимняя тренировка начиналась в 4 часа утра. Ничего не поделаешь, и я отправлялся ночью в 12 часов. Когда я добирался до кодокан, все тело было мокрое от пота, я поливал на голову воду из колодца, влетал в додзё и начинал тренироваться. Однажды не было ведра, и я прыгнул в колодец. Я погрузился в колодец, но когда я схватившись за край колодца пытался вылезти, кто-то схватил меня за руку. «Спасибо»- я поблагодарил и вылез, и увидел, что это был учитель Мифуне. Услышав, что я каждый день хожу из города Цуруми, он сказал: «С этого вечера приходи ко мне, глупец, а то заболеешь.» С того момента я стал ночевать у него. С древних времен говорят, что у учеников, которые возвращаются после тренировки домой нет диплома. Однако, ученик, который 24 часа находится там, может слушать разные рассказы учителя. Это было очень полезно.»

Мифуне Кюзо (слева) Кано Дзигоро (справа)
Мифуне Кюзо(слева) Кано Дзигоро (справа)

(Конференция 1986 года)

* * *

Молодой Мочудзуки, переполненный молодостью и духом соперничества, остро чувствовал, что необходимо расширить границы тренировки, он вступил в Кобудокенкюкай, который возглавлял Кано, и начал тренироваться Катори синто рю.

«Учитель Кано говорит, что если только заниматься дзюдо, то как ни заниматься, то получается только спорт. Он думал, что создав особый додзё, включив различные древние техники в кодокан, он будет показывать всем древнее будо. Если все поймут дух бусидо, то смогут тренировать дух истинного будо. Поэтому создал Кобудокенкюкай».

Учитель Мочидзуки, 1931 год
Учитель Мочидзуки, 1931 год

(Конференция 1982 года)

* * *

Кано, который заметил способности Мочидзуки, сказал: «Ты, стань главным. Ты в будущем станешь руководителем кодокан.» Затем, он сказал, чтобы я докладывал Кано о том как проходят тренировки.

Таким образом, началось общение с Кано. Благодаря Кано в душе молодежи, которая испытывала интерес к победе в состязаниях, зародились рациональные и логические мысли.

К тому же Кано рассказывал Мочидзуке о западне спорта и настоящих целях дзюдо. Это позже оказало большее влияние на мысли в будо в Ёсейкан, который основал Мочидзуки.

«Однажды после того, как я закончил доклад в Кобудокенкюкай, он спросил: «Как ты понимаешь иероглиф «дзю» в дзюдо?». Я ответил: «Этот иероглиф имеет значение «мягкий». – «Ты сможешь заниматься дзюдо, только будучи мягким?» «Тем, чем вы занимаетесь это «годо». (Примеч. «Го»- твердый») Так нельзя. В мягкости есть твердость, в твердости есть мягкость. Если хорошо воспользоваться этим, то это и есть дзю-дзюцу. Другими словами, дзю-дзюцу контролирует мягкость и твердость.»

(Конференция 1982 года)

* * *

«(Договорился встретиться с учителем в 2 часа, а было уже половина пятого.) Я думал о том, что учитель Кано очень занят, и как же он будет меня ругать? С этими мыслями я появился перед учителем. В то время учителю было 70 лет. Услышав, что я пришел, он вышел одетый в хакама. Учитель пристально посмотрел мне в лицо и спросил, не заболел ли я. Немножко с гордостью я рассказал, что было два состязания и я получил медали. Голос учителя изменился: «Что понимаешь под соревнованием?. Написано, что соревнование означает взаимную проверку. Соревнование существует для того, чтобы проверить свою силу. Если два раза в день соревноваться ты не поймешь? Если так мыслить ты не станешь хорошим руководителем.» С тех пор учитель начал меня воспитывать как руководителя. »

Слева Исогаи Хадзиме, Кано Дзигоро, Нагаока Сюичи 1928 год
Слева Исогаи Хадзиме, Кано Дзигоро, Нагаока Сюичи 1928 год

(Конференция 1982 года)

* * *

В октябре 1930 года по рекомендации генерала Такесита Исаму, Кано посмотрел дзю-дзюцу, которое исполнял Уэсиба Морихей, он был под большим впечатлением и отправил двух лучших учеников к Уэсиба. Одним из них был Мочидзуки. Таким образом, начался обмен между айкидо и дзюдо.

Тренировка дайто-рю под руководством Уэсиба Морихей.

Тренировка Мочидзуки под руководством Уэсиба началась в местечке Мэдзиро с дайто рю айки дзюдзюцу. В апреле 1931 года спустя 2-3 месяца был учрежден Кобукан додзе в районе Синдзюку усигомэ. Прогресс Мочидзуки (ему было 24 года), который был талантлив и имел опыт в различных боевых искусствах, был очевиден. Сразу после вступления в кобукан додзе, Уэсиба попросил Мочидзуки стать надзирателем (дзюкучо) у учеников «учидеси» (утидэси) и быть помощником руководителя. Говорят, что Уэсиба даже желал, чтобы Мочидзуки женился на его дочери. Вскоре Мочидзуки заболел плевритом и туберкулезом легких, и ему пришлось вернуться в город Сидзуока и там лечиться. После трех месяцев пребывания в больнице Мочидзуки постепенно выздоровел и затем он стал руководителем в додзё, построенным его старшими братьями на родине. «Братья построили додзё в городе. Наверное, они думали, если отправить меня в Токио, я умру. Выписавшись из больницы, я стал руководить молодежью.»

* * *

На церемонии открытия додзё в ноябре 1931 года присутствовали вместе с Уэсиба замечательные люди, такие как генерал Такесита Исаму, генерал-майор Миура Макото и Кониси Ясухиро. Тренировка Мочидзуки с Уэсиба состоялась за несколько месяцев до того как Мочидзуки заболел, но Уэсиба по дороге домой из Киото (для тренировки будо сенёкай, устроенной Оомото-кё) часто навещал Мочидзуки в Сидзуока.

1931, November. Yoseikan-dojo
Ноябрь 1931 года. Памятная фотография открытия Ёсейкан додзё. (Первый ряд, слева четвертый Генерал-майор Миура Макото, от него справа Уэсиба Морихей (Моритака), Генерал Такесита Исаму, и Мочидзуки Минору)

В то время Уэсиба вручил Мочидзуки два свитка школы Дайто рю. Первый был «Дайто рю айки будзюцу», содержание которого соответствует «Дайто рю айки дзю дзюцу хиден мокуроку», который Такеда Сокаку давал людям начального уровня Дайто рю. Второй свиток был «Хиден окуги». Его дают после «Хиден мокуроку».

На обоих стоит дата «июнь 1932 года» и подпись «Уэсиба Моритака ученик Такеда Сокаку» и печать «айки дзюдзюцу». Оба свитка свидетельствуют, что Дайто рю оказало большое влияние на формирование техник айкидо.

Два свитка от основателя Морихей
Два свитка от основателя Морихей:
  • Дайто-рю Айки-будзюцу.
  • Секретное мастерство.

Мочидзуки, переполненный огромной страстью к приключениям во второй половине 30-х годов, вместе с семьей ездил в Монголию и провел там 8 лет. В Японию он вернулся после Второй мировой войны. На континенте, знакомясь с жизнью земледельцев и охотников, Мочидзуки углубил понимание источников и развития китайского будзюцу. В этот период он также тренировался с известным японским каратэкой (Хисатака Кори). Сейчас хотелось бы представить эпизод о деятельности Мочидзуки в Монголии.

(В 1940 году он стал советником префектуры Сейсуйга(QingshuiHe) и секретарем главного советника в правительстве Монголии)

(Конференция 1982 года)

Мочидзуки Минору и Морихей Уэсиба. 1950 г.
С основателем. Осень 1950 года

* * *

Из рассказа жены Мочидзуки

«До войны мы ездили в Китай (в северную часть). Мой муж был советником префектры. Но это похоже на должность губернатора префектуры, он управлял тремя префектурами. Изначально он был «будока», и сначала обязательно в каждой префектуре он открывал додзё, он всех заставлял заниматься сумо и японским боевым искусством и приглашал из Китая людей, занимающихся боевым искусством.»

Затем он провел водоснабжение из реки Кога (HuangHe) (Хуан Хэ) в префектуре Сарачи (Salachi). Хотя это стало большой ссорой между Мочидзуки и высокопоставленными чиновниками правительства, которые говорили, что пули для пистолета важнее, чем жизнь китайцев, (она засмеялась), но Мочидзуки как губернатор префектуры под гарантии посольства Японии взял у банка индивидуальный кредит и начал строительство канала.

Говорят, что когда началось строительство, где народ работал принудительно. Однажды, Кёренсай (QiaoLiancai), возглавлявший войска против японской армии, появился на месте строительства, он отдал честь японскому инспектору по строительным работам и сказал: «С тех пор, как японская армия пришла сюда, ничего хорошего не произошло. Только эта работа делается для людей. Это благодаря Вам. Вернувшись, передайте Советнику Мочидзуки, что если его захватят китайские войска, то мы ему гарантируем жизнь (это будет соблюдать вся китайская армия)».

До этого с помощью армии был построен бетонный мост через реку Koga в провинции Сейсуйgа (приток реки Koga. Река без камней, только илистое дно.). Говорят, что этот мост называют Мочидзуки-баси (Wangyue-qiao). Мой муж говорил, что это должно быть заслугой всех китайцев, японцы были только незаметной опорой. Говорят, что до сих пор это важный мост, на нем стоит караул.»

После войны Мочидзуки вернулся на родину в город Сидзуока и начал заново общаться с Уэсиба. Уэсиба попросил его стать помощником в управлении центральным додзё айкикай в Синдюку. Но Мочидзуки отказался.

Minoru Mochzuki, 1940<
После отказа от поста Советника префектуры Сейсуйга в Северном Китае, момент повышения в должности. Вместе с семьей. 1940 год

Minoru Mochzuki, 1986.
Конференция 1986 года. Рассказ о периоде в Манжурии. Вместе с женой.

(Конференция 1986 года)

* * *

Во Францию

Говорят, что Мочидзуки – пионер в мире айкидо, но это потому, что он первый человек, который познакомил Европу с айкидо. Айкидо, которое представил Мочидзуки, приехавший во Францию для руководства дзюдо, вместе с дзюдо получило широкое распространение благодаря деятельности Мочидзуки.

Minoru Mochzuki, France
Учитель Мочидзуки, только приехавший во Францию

Мочидзуки воспользовался таким способом, что он начал представлять айкидо в странах Европы, где укоренилось дзюдо. Первое поколение дзюдоистов во многих странах Европы перешагнули возраст соревнований, и для тренировки будо техника айкидо была предпочтительней.

Благодаря усилиям Мочидзуки на протяжении 2-х с половиной лет, Франция стала страной с самым большим количеством людей, занимающихся айкидо, вне Японии. Говорят, что во Франции и сейчас больше 50000 человек занимаются айкидо.

Minoru Mochzuki, France
Учитель Мочидзуки 42 года. Во Франции

* * *

«В 1951 году, когда я решил поехать в Европу, я посетил учителя Уэсиба, чтобы попрощаться. Учитель сказал: «Вот как. Ты едешь? Мой сон оказался пророческим.» Говорят, что три дня до этой встречи учителю приснился сон, что кто-то из его учеников поехал в Европу, и это послужило началом распространения айкидо.»

* * *

Рождение будо Ёсэйкан

После войны вместе с укреплением мыслей о будзюцу, Мочидзуки занимался концепцией «универсального боевого искусства», включающем в себя элементы различных боевых искусств, таких как дзюдо, дзю дзюцу, айкидо, карате, Катори синто рю и др. Так на свете появилось будо Ёсэйкан.

В мыслях Мочидзуки ясно отражаются концепции двух почитаемых учителей Кано Дзигоро и Уэсиба Морихей. От Кано, обладателя рациональных мыслей, и Уэсиба, обладателя выдающейся духовностью, Мочидзуки принял то, что напрасно слишком беспокоиться о результатах сражения, и то, что истинная цель будо - это формирование человеческого характера.

Мочидзуки был независим, от главного додзё айкидо, но он регулярно продолжал общаться с Уэсиба до 1969 года (год смерти Уэсиба Морихей). Он осуществлял руководство, объездив много стран: Францию, Австралию, Тайвань, Канаду, и др. Продолжая тренировки Ёсэйкан додзё, он писал книги и статьи о будо.

На закате жизни он несколько лет прожил на юге Франции у своего сына Хироо. Штаб-квартира Ёсэйкан будо переехала во Францию, и сын стал официальным наследником.

(Кстати, техника Хироо отличатся от техники Мочидзуки, была введена система соревнований. Алан Флокэ сэнсэй продолжает линию традиционной передачи знания Мочидзуки сэнсэя. прим.- Содрицов Я.)

30-го мая 2003 года Мочидзуки умер в возрасте 96 лет во Франции, стране, на сцене которой произошло международное появление айкидо.

* * *

Глава 2. Воспоминания об учителе Мочидзуки


Автор: Стэнли Планин (Stanley Pranin)

Я впервые встретился с учителем Мочидзуки в 1982 году, когда посетил додзё учителя в Сидзуока. Учитель, которому было около 75 лет, уже не проводил упорные тренировки, которые он делал 2-3 года до этого, однако он каждый день стоял в додзё и осуществлял руководство учениками.

Память у учителя была превосходной, и он мне рассказывал о тренировке будо в своей молодости, в частности тренировки дзюдо и тренировки дайто рю (бывшее название айкидо (прим. автора статьи)) под руководством Уэсиба.

Наверху додзё находилось жилье учителя в течение дня, он спускался в додзё и поднимался на второй этаж, и я подумал, что его душа наполнена мыслями о тренировке и учении, это действительно жизнь вместе с будо.

Minoru Mochzuki. Yoseikan, 1986
В Ёсейкан в городе Сидзуока. 1986 год.

* * *

Второе дружеское выступление

В общении с учителем Мочидзуки самым ярким воспоминание было Второе дружеское выступление, которое проводилось в Токио в 1986 году. Учитель взял с собой лучших учеников из главного додзё Ёсэйкан, которые приняли участие, а также он провел ознакомительное выступление.

Minoru Mochzuki (Sutemi waza)
Сутемиваза. Главный организатор «Айки ньюс». Второе дружеское выступление. В исполнении учеников.

Техника «сутэми» восхитила людей, которые находились в зале. Думаю, что почти все впервые видели технику в исполнении учеников Ёсэйкан. Учитель Мочидзуки замечательно объединил технику «сутэми» дзюдо, Гёкусин-рю и тай сабаки айкидо.

Благодаря этой дружеской встрече многие люди узнали о будо Ёсэйкан.

Minoru Mochzuki. Yoseikan, 1986
1986 год. Тренировка в Ёсейкан во время репортажа.

Minoru Mochzuki and Pranin
Редактор Pranin в роли партнера

Будзюцу и этика – взгляд учителя на будзюцу

Можно сказать, что учитель Мочидзуки – интеллектуальный человек. Он не только будзюцука, владеющий в совершенстве мастерством, имеющий опыт различных боевых искусств, но он был мыслителем, который пытался вносить социальное и моральное значение в будзюцу. Можно наблюдать, что позиция учителя – признавать будзюцу, а не спорт. В комментариях относительного того, что существует опасность, когда слишком беспокоишься о результатах поединка, глубоко отражается влияние Уэсиба Морихей. Вот один интересный эпизод, который рассказывает об этом.

Учитель, вернувшись из Европы, сказал Уэсиба: «Во Франции чтобы поразить соперника, нужно было использовать не только айкидо, но и дзюдо и кендо. Для того, чтобы айкидо стало международным нужно расширить сферу техники». Вспоминаются слова учителя Уэсиба, который сказал: «Твой рассказ только о победе и проигрыше. Твои мысли ошибочны. Нужно быть сильным. Но этого тоже недостаточно. Приходит эпоха великой любви. Ты еще не понял?», - так говорил учитель округлив глаза. Тогда я сразу не понял, но потом постепенно стал понимать. Теперь это и мои мысли. Сейчас такие условия, что в ближайшие 4, 5 лет возникнет Мировая война. Не следует беззаботно рассуждать о том, выиграли или проиграли в эпоху, когда человечество уменьшается на треть.

Поэтому я хочу последовательно распространять будо и «ва но сейсин» (дух мира) - ва но сэйшин (франц.). Необходимо пропагандировать словами, понятными современным людям мысли учителя Уэсибы, но и нужна также техника, которая передает эти мысли. Вместе с пропагандой, нужно осуществлять практику. (Конференция 1982 года).

Эти слова учителя Мочидзуки являются теоретической основой будо Ёсэйкан, и являются убеждением учителя второй половины его жизни. Сегодня. Когда основатель айкидо Уэсиба Морихей, и его ученики, которые внесли вклад в распространение айкидо в мире, уже покоятся в мире ином, мы вновь замечаем, как велико значение учителя Уэсиба Минору. Учитель не только достиг наивысшего мастерства в различных будзюцу, но и понятно рассказывал нам о сути айкидо. Такой талантливый был человек.

Будо погибает, когда становится спортом.

Я думаю, что когда станет спортом, в этот день будо погибнет. В спорте основное – это победа и поражение, физическое воспитание – вторично, и отсутствует духовное воспитание человека. Там нет будо. Если одна река будо войдет в большое море громадного спорта, то она не протечет и ста метров как станет соленой. И учитель Кано и учитель Уэсиба говорят, что нельзя считать образовательную методику под названием будо развлечением. Если айкидо и дзюдо войдет в спорт, то внимание будет уделяться таким не серьезным вещам, как победа или поражение, сильный или слабый, и духовное образование и моральное воспитание исчезнут. А будо погибнет. (Конференция 1982 года).

Начало ухудшения человека происходит тогда, когда он выпадает из кругов спорта, спортивный тренер не обращает внимание на неудачников с точки зрения воспитания спортсмена, результатов состязания. В спорте слабакам не место. Я хочу, чтобы разные виды спорта превратились в будо, проводили душевную тренировку и предотвратили порчу молодежи. Хотелось бы, чтобы человек не причинял беспокойства своим родителям, братья и сестра дружили, супруги жили мирно. Обратная сторона любви- ненависть. Но, что касается гармонии «ва» - это разум плюс чувства. Именно будо обучает подобным этикетам и разуму.

* * *

Я думаю, что учителя Кано и учителя Уэсиба связывает «ва но сейсин». Это означает, чтобы жить совместно с соперником.

Но спорт отличается. Дух спорта – это подавить соперника, и самому одному одерживать победу за победой. В духе спорта отсутствует дух спасения. Европейцев в церкви обучают спасению, в Японии в буддистских и синтоистских храмах этого не делают. Нет специального места, где формировали бы характер человека. С этой целью придумали дзюдо как способ формирования характера человека через физическое воспитание.

(Конференция 1982 года)

* * *

Пока используется знак «бу» - это не несопротивленчество.

Народы, которые занимаются сельским хозяйством, не любят будзюцу. Они не не любили, но в смысле защиты вынуждены были начинать им заниматься. Знак «бу» рождается из значения «опускать копье» (здесь – смысл видимого написания картинки иероглифа «бу» прим. Содрицов Я.). Великая стена в Китае является символом знака «бу».

Учитель Уэсиба говорил, что «будо - это любовь «ай»», но думаю, что можно считать, что это не в смысле любить врагов, а в смысле любить своих. Я думаю, что это отличается от христианской любви несопротивления. В Японии используют знак «ва». Это чувства плюс разум. Разум считают очень важным.

В Китае знак «бу» появился из значения подавления вторгшихся захватчиков. Пока используется знак «бу», я хочу уважать его дух. Я думаю, что если использовать принцип несопротивления, то «бу» не будет. Лучше не использовать название «будо». Есть другие слова. Не надо искажать смысл знака «бу» и так трактовать.

(Конференция 1982 года)

* * *

Издавна говорят: «Солдата содержат 3 года для того, чтобы он был полезен 1 день». Значит, содержать большую армию только для крайнего необходимости, обычно в ней нет необходимости. Короче говоря, есть толкование, что «бу» существует для осторожности. Конечно и необходимо превосходство, но молодые люди берут только это и если они скажут «военная сила уже не нужна, потому что нет необходимости в нападении на соперника», то это будет проблемой. Потому что люди, в молодости мечтают о силе и поэтому собираются в додзё.

(Конференция 1984 года)

* * *

Minoru Mochzuki

По материалам статьи в журнале «Айкиньюс» №138, осень 2003 г.
Журнал любезно предоставлен Ёсида сэнсэем (глава Ёсэйкан айкибудо в настоящее время и прямой ученик Мочидзуки Минору сэнсэя и Хатакэяма Горо сэнсэя, добрый друг Флокэ Алана сэнсэя).



Айкибудо и Тэнсин Седэн Катори Синто Рю
тел.: +7(929)575-29-36
е-mаil: aikibudo@aikibudo.ru
© 2000 - 2022
 

[ Вход в почту ]